Бюро неформатных событий Зовём.Ру

Авторизоваться через соц. сети

Золотые страницы европейской литературы Золотые страницы европейской литературы

Архив. Мы больше не анонсируем данное мероприятие. Возможно информация полностью устарела. Что там дальше мы не знаем.

Зовём на лекцию

Когда?

с 20 апреля 2011

Город

Санкт-Петербург

Где?

Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Литейный пр., 53 (под арку)

Как пройти?

Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Литейный пр., 53 (под арку)

Сайт:

www.akhmatova.spb.ru

Условия участия:

Стоимость посещения 1 лекции - 120 руб. Билеты в кассе музея.

Новый проект «ПОЭТ ПРИ МУЗЕЕ»

АЛЕКСЕЙ МАШЕВСКИЙ представляет цикл вечеров ЗОЛОТЫЕ СТРАНИЦЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

К истории эволюции человеческого сознания

Цикл носит не столько историко-филологический, сколько культурологический характер. Важнейшие литературные памятники рассматриваются в двух аспектах. Во-первых, с точки зрения той роли, которую сыграли эти произведения в становлении европейского сознания, и, во-вторых, с точки зрения экзистенциальных проблем, которые волновали их авторов и остались актуальными для нас.
Программа лекций на январь – май  2011 года

12 января - Трагедия Софокла «Антигона» и проблема автономной этики. В «Антигоне» Софокл заостряет внимание на проблеме, ставшей центральной в социальной жизни перикловых Афин: что является источником нравственного поведения – человеческое установление или высшая истина, воплощенная в неписаном обычае? Трагедия Софокла перекликается с размышлениями Сократа, пытавшегося в это время вопреки софистам, объявившим истину несуществующей, найти ее основание в самой душе человека, способной внимать голосу совести

19 января - Трагедии Еврипида «Медея» и «Ифигения в Авлиде» и проблема жертвы. Лекция посвящена трагедиям Еврипида, в которых афинский драматург достиг нового уровня изображения человека. Еще древние говорили: Софокл изображает людей такими, какими они должны быть, Еврипид – такими, какие есть на самом деле. Мятущиеся, подверженные психологическим колебаниям герои Еврипида по-своему решают проблему противостояния человека несправедливости и злу. В своей борьбе за истину Медея готова принести любые, самые страшные жертвы, делающие ее преступницей и детоубийцей. Ифигения же жертвует только собой.

26 января - Римская поэзия Золотого века. Катулл, Гораций, Овидий.
В лекции рассматривается творчество крупнейших представителей древнеримской лирики, открытия которых стали достоянием всей европейской поэзии. В стихах Катулла любовь впервые была опознана как духовное чувство. Именно он заложил основы древнеримской элегии. Гораций – поэт золотой середины – привил латинской поэзии новое звучание. Овидий, воспевший «науку страсти нежной», в своих тристиях впервые ввел в мировую литературу тему изгнанничества.

2 февраля - «Исповедь» Аврелия Августина и христианское понимание личности. «О Граде Божием» и идея исторического прогресса. В лекции рассматривается жизненный путь и важнейшие сочинения Блаженного Августина – одного из отцов церкви, заложившего основы христианской духовности. Два важнейших открытия Августина оказали огромное воздействие на формирование сознания человека постантичной цивилизации: 1) идея прогрессивных изменений, происходящих в человеческой истории, развивающейся согласно Божьему промыслу, 2) новое понимание личности человека, обретающей свою подлинность не в социальном горизонте, а в свете Истины. Новизна взглядов Августина становится особенно очевидной при сопоставлении его «Исповеди» с «Утешением философией» – сочинением другого великого мыслителя поздней Античности – Боэция.

16 февраля - От Средневекового эпоса к рыцарскому роману. «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха. «Легенда о Тристане и Изольде».
В лекции рассматривается зарождение и эволюция эпической литературы от жест, важнейшей из которых является «Песнь о Роланде», до рыцарского романа – центрального жанра зрелого Средневековья. В центре рыцарского романа, насыщенного фантастикой и приключениями, всегда находится тема становления благородного героя, чье духовное взросление сопряжено с целым рядом испытаний и жертв. Так, в знаменитом романе Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» рассматривается проблема неготовности человека к встрече со своей судьбой. Юный Парцифаль, попав в волшебный замок, не может опознать это место как хранилище великой христианской святыни – Грааля, защитником которого он стремился стать всю свою жизнь. Вина героя заключается в том, что усвоив правила куртуазии, он подчинил им свое доброе, сочувствующее сердце. И теперь вынужден долгие годы снова искать путь к заветному замку короля Анфортаса.
Особняком в рыцарской литературе Средневековья стоит легенда о Тристане и Изольде, страсть которых не вписывалась в рамки традиционных представлений о христианской добродетели. Эта история, дошедшая до нас в целом ряде отрывков и частично сохранившихся поэм, стала одной из важнейших мифологем европейской культуры.

9 марта - «Божественная комедия» Данте Алигьери и «топография души» человека Предренессанса. В лекции рассказывается о Данте, чье творчество обозначило границу, отделяющую Средневековье от новой эпохи Возрождения. Соединив средневековую открытость Богу с ренессансным стремлением к земному счастью человека, Данте создал удивительную поэму, рассказывающую нам об истинном устройстве мира. Дантовские ад, чистилище и рай бесполезно искать в окружающем нас физическом пространстве. Путешествие его героя вслед за Вергилием и Беатриче происходит в иной – духовной реальности и описывает топографию пути души человека к Истине, к Богу.

20 апреля - Новое понимание человека в «Канцоньере» Петрарки и «Декамероне» Боккаччо. Лекция посвящена новому ренессансному пониманию человека, закрепленному в важнейших сочинениях Петрарки и Боккаччо. Мыслители Возрождения реабилитируют земную природу человека, создавая миф о совершенном творении Природы, телесность которого не противоречит его же одухотворенному разуму. Зло начинает рассматриваться творцами Ренессанса как внешняя, враждебная сила, угнетающая запретами и предрассудками совершенное по своей природе существо, самим Богом поставленное в центр мироздания. Победить зло можно, опираясь на жизнерадостную витальность, на разум, позволяющий, осуществляя себя, добиваться земного счастья. 

18 мая - Утопии Ренессанса и Нового времени. «Утопия» Томаса Мора и «Город солнца» Томазо Компанелла. «Новая Атлантида» Френсиса Бэкона. В лекции рассматривается, к каким последствиям приводит ренессансных мыслителей последовательная ставка на разум и земное счастье человека. Показывается, что дальнейшее развитие европейского социума пошло по пути реализации двух типов утопических проектов (по Бэкону и Мору), приведших к возникновению общества массового потребления (капитализм) и массового распределения (социализм).

25 мая - От энтузиазма к скепсису: эволюция литературы французского Ренессанса от «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле до «Опытов» Монтеня.
В лекции рассказывается о важнейших явлениях французской ренессансной литературы XVI века в ее эволюции, от жизнерадостных, насыщенных юмором первых книг романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», стихов поэтов Плеяды до трагических поэм д’Обиньи и пропитанных скепсисом эссе Монтеня.