Новый проект «ПОЭТ ПРИ МУЗЕЕ»
АЛЕКСЕЙ МАШЕВСКИЙ представляет цикл вечеров ЗОЛОТЫЕ СТРАНИЦЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
К истории эволюции человеческого сознания
Цикл носит не столько историко-филологический, сколько культурологический характер. Важнейшие литературные памятники рассматриваются в двух аспектах. Во-первых, с точки зрения той роли, которую сыграли эти произведения в становлении европейского сознания, и, во-вторых, с точки зрения экзистенциальных проблем, которые волновали их авторов и остались актуальными для нас.
Программа лекций на январь – май 2011 года
12 января - Трагедия Софокла «Антигона» и проблема автономной этики. В «Антигоне» Софокл заостряет внимание на проблеме, ставшей центральной в социальной жизни перикловых Афин: что является источником нравственного поведения – человеческое установление или высшая истина, воплощенная в неписаном обычае? Трагедия Софокла перекликается с размышлениями Сократа, пытавшегося в это время вопреки софистам, объявившим истину несуществующей, найти ее основание в самой душе человека, способной внимать голосу совести
19 января - Трагедии Еврипида «Медея» и «Ифигения в Авлиде» и проблема жертвы. Лекция посвящена трагедиям Еврипида, в которых афинский драматург достиг нового уровня изображения человека. Еще древние говорили: Софокл изображает людей такими, какими они должны быть, Еврипид – такими, какие есть на самом деле. Мятущиеся, подверженные психологическим колебаниям герои Еврипида по-своему решают проблему противостояния человека несправедливости и злу. В своей борьбе за истину Медея готова принести любые, самые страшные жертвы, делающие ее преступницей и детоубийцей. Ифигения же жертвует только собой.
26 января - Римская поэзия Золотого века. Катулл, Гораций, Овидий.
В лекции рассматривается творчество крупнейших представителей древнеримской лирики, открытия которых стали достоянием всей европейской поэзии. В стихах Катулла любовь впервые была опознана как духовное чувство. Именно он заложил основы древнеримской элегии. Гораций – поэт золотой середины – привил латинской поэзии новое звучание. Овидий, воспевший «науку страсти нежной», в своих тристиях впервые ввел в мировую литературу тему изгнанничества.
2 февраля - «Исповедь» Аврелия Августина и христианское понимание личности. «О Граде Божием» и идея исторического прогресса. В лекции рассматривается жизненный путь и важнейшие сочинения Блаженного Августина – одного из отцов церкви, заложившего основы христианской духовности. Два важнейших открытия Августина оказали огромное воздействие на формирование сознания человека постантичной цивилизации: 1) идея прогрессивных изменений, происходящих в человеческой истории, развивающейся согласно Божьему промыслу, 2) новое понимание личности человека, обретающей свою подлинность не в социальном горизонте, а в свете Истины. Новизна взглядов Августина становится особенно очевидной при сопоставлении его «Исповеди» с «Утешением философией» – сочинением другого великого мыслителя поздней Античности – Боэция.
16 февраля - От Средневекового эпоса к рыцарскому роману. «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха. «Легенда о Тристане и Изольде».
В лекции рассматривается зарождение и эволюция эпической литературы от жест, важнейшей из которых является «Песнь о Роланде», до рыцарского романа – центрального жанра зрелого Средневековья. В центре рыцарского романа, насыщенного фантастикой и приключениями, всегда находится тема становления благородного героя, чье духовное взросление сопряжено с целым рядом испытаний и жертв. Так, в знаменитом романе Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» рассматривается проблема неготовности человека к встрече со своей судьбой. Юный Парцифаль, попав в волшебный замок, не может опознать это место как хранилище великой христианской святыни – Грааля, защитником которого он стремился стать всю свою жизнь. Вина героя заключается в том, что усвоив правила куртуазии, он подчинил им свое доброе, сочувствующее сердце. И теперь вынужден долгие годы снова искать путь к заветному замку короля Анфортаса.
Особняком в рыцарской литературе Средневековья стоит легенда о Тристане и Изольде, страсть которых не вписывалась в рамки традиционных представлений о христианской добродетели. Эта история, дошедшая до нас в целом ряде отрывков и частично сохранившихся поэм, стала одной из важнейших мифологем европейской культуры.
9 марта - «Божественная комедия» Данте Алигьери и «топография души» человека Предренессанса. В лекции рассказывается о Данте, чье творчество обозначило границу, отделяющую Средневековье от новой эпохи Возрождения. Соединив средневековую открытость Богу с ренессансным стремлением к земному счастью человека, Данте создал удивительную поэму, рассказывающую нам об истинном устройстве мира. Дантовские ад, чистилище и рай бесполезно искать в окружающем нас физическом пространстве. Путешествие его героя вслед за Вергилием и Беатриче происходит в иной – духовной реальности и описывает топографию пути души человека к Истине, к Богу.
20 апреля - Новое понимание человека в «Канцоньере» Петрарки и «Декамероне» Боккаччо. Лекция посвящена новому ренессансному пониманию человека, закрепленному в важнейших сочинениях Петрарки и Боккаччо. Мыслители Возрождения реабилитируют земную природу человека, создавая миф о совершенном творении Природы, телесность которого не противоречит его же одухотворенному разуму. Зло начинает рассматриваться творцами Ренессанса как внешняя, враждебная сила, угнетающая запретами и предрассудками совершенное по своей природе существо, самим Богом поставленное в центр мироздания. Победить зло можно, опираясь на жизнерадостную витальность, на разум, позволяющий, осуществляя себя, добиваться земного счастья.
18 мая - Утопии Ренессанса и Нового времени. «Утопия» Томаса Мора и «Город солнца» Томазо Компанелла. «Новая Атлантида» Френсиса Бэкона. В лекции рассматривается, к каким последствиям приводит ренессансных мыслителей последовательная ставка на разум и земное счастье человека. Показывается, что дальнейшее развитие европейского социума пошло по пути реализации двух типов утопических проектов (по Бэкону и Мору), приведших к возникновению общества массового потребления (капитализм) и массового распределения (социализм).
25 мая - От энтузиазма к скепсису: эволюция литературы французского Ренессанса от «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле до «Опытов» Монтеня.
В лекции рассказывается о важнейших явлениях французской ренессансной литературы XVI века в ее эволюции, от жизнерадостных, насыщенных юмором первых книг романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», стихов поэтов Плеяды до трагических поэм д’Обиньи и пропитанных скепсисом эссе Монтеня.