Выставка «За железным занавесом. Официальное и независимое искусство в Советском Союзе и Польше. 1945-1989» представляет искусство двух стран Центрально-Восточной Европы. Эта попытка сравнительного анализа особенностей художественного процесса второй половины XX века в двух ближайших странах советского блока посвящена позициям художников по отношению к тоталитарной системе.
Впервые в одном пространстве встречаются более 100 произведений (живопись, графика и скульптура) таких художников, как Франсиско Инфанте, Эдуард Гороховский, Макс Бирштейн, Катажина Кобро и Владислав Стрежеминский, Эдуард Штейнберг, Дмитрий Краснопевцев, Николай Вечтомов, Владимир Немухин, Владимир Янкилевский, Мариан Чапля, Владимир Яковлев, Тадеуш Кантор и др. Все работы (а это 122 работы 74 художников) – из коллекции создателя Фонда польского современного искусства Петра Новицкого. Выставка являет собой пример «проблемной презентации» коллекции, когда на основе собранного художественного материала происходит осмысление политических, социальных и художественных процессов, происходивших в жизни обеих стран на протяжении пятидесяти послевоенных лет.
Эта выставка только что состоялась в Национальном музее Гданьска, – города, известного как родина движения «Солидарность», которое сумело психологически и политически пробить тот самый «Железный занавес» в 1989 году (который уже в 1991-м рухнул физически в виде «Берлинской стены»). Понятно почему, – именно отсюда родом первый президент (1990-1995) постсоветской Польши Лех Валенса, здесь создавался легендарный Независимый самоуправляемый профсоюз «Солидарность», президентом которого Валенса был с 1980 по 1990 гг.
Директор Национального музея в Гданьске Войцех Брониславский так описывает главную идею выставки: «Сравнение двух миров, развивавшихся за железным занавесом – это попытка не только найти общие элементы, но также подчеркнуть своеобразие».
В истории польского искусства XX столетия, которое, увы, нам известно гораздо менее, чем отечественное, главной особенностью было сильное гражданское общество (считается, что даже более сильное, чем государство!). В московских около-диссидентских кругах всегда была популярна идея «гражданского гуманитарного заговора поляков против собственного несправедливого государства». Именно такой «заговор» и сделал возможным принятие в 1960 г. директивы Секретариата ЦК Польской Объединённой рабочей партии (ПОРП) «О культурной политике в области изобразительного искусства». В ней определялась возможная доля абстрактного искусства на официальных выставках, так называемые «15 процентов художественной свободы». Поэтому «андеграунда» в Польше практически не было. В отличие от СССР.
Каталог, изданный к проекту, открывается полотном Ежи Рышарда Зелиньского 1974 г. с названием «Улыбка, то есть «тридцать» (латинское), «ха-ха-ха» (русское)», с изображением бело-красных, цветов польского флага, губ, зашитых чёрными стежками-крестиками. Следующая иллюстрация представляет Эрика Булатова с картиной «Мир» 1989 г. (Рабочий, Колхозница, между ними – Статуя Свободы).
Далее – экспозиция «разбивается», по идее своего вдохновителя коллекционера Петра Новицкого, по историко-культурологическому принципу на взаимосменяемые разделы-сегменты. Начальный обозначен как «Торжество идеологии». Здесь рядом с российскими авторами Э.Гороховским («Ленин-Сталин», 1989) и М.Бирштейном («Доярка с Холмогор», 1953) – «Ленин», уже кисти Матильды Булгаковой (1950-е гг.). В следующем, «Предшественники», – представлены исключительно работы К.Кобро и В.Стжреминского. Разделы «Второго авангарда» и «15% абстракции», – это исключительно польские работы, работы мастеров, почти не испытывавших государственного давления. Разделы «Абстракция» и «Фигуративность» поровну разделены между художниками обеих стран: здесь зритель увидит работы В.Яковлева, Тересы Понговской, Э.Штейнберга. Очень важным Новицкий считает для искусства второй половины века тему «Знак и значение»; здесь бросается в глаза многообразие художественных концепций, хотя преобладает геометрическая абстракция. Тадеуш Шпунар («Композиция II/77-Симметрическая, 1977), Д.Краснопевцев («Свиток с неизвестным алфавитом» 1962), В.Янкилевский («Без названия, 1983), В.Немухин («День-ночь», 1990). Тематика начала 1980-х для устроителей выставки выглядит как «Искусство протеста». В Польше в 1981 г. было объявлено военное положение, люди начали выходить на улицы, художники – создавать протестные произведения. … А в Советском Союзе, после горбачёвской перестройки началась «Трансформация», – как она показана в последнем историко-художественном разделе выставки в работах Бориса Жутовского и Дмитрия Врубеля.