5 апреля в 19:30 в книжном магазине «Порядок слов» известный болгарский режиссер Явор Гырдев покажет свой фильм «Дзифт», встретится со зрителями и расскажет о грядущей 12 и 13 мая в петербургском театре «Приют Комедианта» премьере спектакля «Канкун».
Явор Гырдев родился в 1972 году в Софии. Окончил философский факультет Софийского университета им. святого Климента Охридского, а затем – Академию театрального и кинематографического искусства им. К. Сарафова по специальности режиссера драматического театра. Педагогом Явора Гырдева был знаменитый Иван Добчев, сооснователь театра-лаборатории «Сфумато», центра болгарского театрального авангарда. Явор Гырдев поставил 26 спектаклей, 4 радиоспектакля, кинофильм «Дзифт», занимался видеоартом, является автором ряда арт-перформансов. Явор Гырдев не порвал с философией: он пишет научные статьи и выступает с лекциями в Болгарии и за границей.
Репертуарные интересы Явора Гырдева как театрального режиссера разнообразны. Он, в частности, ставил Шекспира, Достоевского, Жана Жене, Альбера Камю, Хайнера Мюллера, Эдварда Олби, Ханоха Левина, Трейси Леттса, Мариуса фон Майенбурга, Мартина МакДонаха, Ивана Вырыпаева. Самые крупные театральные проекты Гырдева – «Русская народная почта» в Театре Болгарской армии, «Король Лир», «Верона» и «Коза, или Кто такая Сильвия?» в Национальном театре им. Ивана Вазова, совместный франко-болгарский проект «Калигула», «Буря» в Драматическом театре Аданы (Турция), «Метод Грёнхольма» и «Киллер Джо» в московском Театре Наций.
Особенную популярность Гырдеву принес его фильм «Дзифт» (2008), получивший «Серебряного Георгия» за режиссуру на Московском кинофестивале и ставший в Болгарии хитом проката. «Дзифт» тонко сопрягает жанр неонуара с конструктами соцреализма, сдабривая получившееся блюдо черным юмором а-ля Тарантино. Одновременно простая и вычурная, история про злоключения некоего Мотылька, противостоящего коварной femme fatale, медленно действующему яду и советскому режиму тоталитарной Болгарии, стала объектом кинокульта для синефилов многих стран, не исключая Россию. Тем паче сам Гырдев среди источников вдохновения называет обэриутов, Булгакова, московских концептуалистов и даже Алексея Балабанова.
В петербургском театре «Приют Комедианта» Явор Гырдев репетирует пьесу невероятно популярного в Европе и почти не известного у нас испанского драматурга Жорди Гальсерана «Канкун». Спектакль, премьера которого назначена на 12 и 13 мая, станет первой постановкой «Канкуна» в России. Наполовину мелодраматическая, наполовину фантастическая история, рассказанная в «Канкуне», для режиссера станет поводом поговорить со зрителем не только о превратностях любви, но и о тонкостях теории относительности. В репетициях заняты Анна Вартаньян, Елена Калинина, Александр Ронис и Аркадий Шароградский. Говоря о «Канкуне», Гырдев использует разные определения, одно увлекательней другого: «пьеса-ловушка», «курс усовершенствования семьи», «любовный квадрат» и даже «квантовая мистерия».
О будущем спектакле, о «Дзифте», о театре, кино и философии Явор Гырдев расскажет в «Порядке слов» в четверг, 5 апреля. Перед и после встречи возможно проведение эксклюзивных интервью с Явором Гырдевым по предварительной договоренности.