Выставка отменена
В Культурном Центре "Покровские ворота" с 17 января по 31 января 2008 г. проходит выставка живописи Бориса Петровича ЧЕРНЫШЕВА (1906-1969)...
28 января (понедельник) в 19.00 в выставочном зале Центра состоится вечер памяти Б. П. ЧЕРНЫШЕВА.
Б.П.Чернышев известен как художник-монументалист, выполнявший в 1930-е - 1960-е годы многочисленные работы по оформлению общественных зданий. Однако яркую художественную индивидуальность мастера мы можем увидеть сегодня не в монументальных произведениях, большинство из которых ныне утрачены, а в его станковых работах. В своем творчестве он сумел сохранить исконное назначение искусства - говорить со зрителем о непреходящих ценностях, неподвластных конъюнктуре той или иной исторической эпохи. Чернышев родился в сельской семье, в начале 1930-х окончил отделение монументального искусства во Вхутеине. Именно монументальная живопись и скульптура представлялись художнику наиболее актуальными и действенными в эпоху "великих строек" и "революционных свершений". Его педагогами были знаменитые художники - Л.Бруни, К.Истомин, П.Кузнецов, А.Куприн, Н.Удальцова, В.Фаворский. Дипломную работу - фреску - он выполнил под руководством Д.Киплика и К.Петрова-Водкина. В 1930-е годы Б.Чернышев работал художником-оформителем Люберецкого завода сельскохозяйственного машиностроения, участвовал в конкурсе проектов Дворца Советов (работал над скульптурой В.И.Ленина), был среди художников, осуществлявших росписи в Центральном театре Красной Армии. В 1935 году он был приглашен в Мастерскую монументальной живописи при Академии архитектуры СССР, где нашел полное понимание и поддержку со стороны ее руководителей Л.Бруни и В.Фаворского и творческих бригад. В конце 1940-х - начале 1950-х годов он трудился в Архитектурных мастерских В.Гольфрейха над проектом высотного здания на Смоленской площади. В 1950-е годы Чернышев под руководством П.Корина выполнял монументальные композиции для оформления станции метро "Комсомольская"-кольцевая совместно с другими художниками.
В поисках "своих тем" в станковом искусстве художник обратился к природе и человеку в их естественном, неприкрашенном, буквально - неприкрытом виде, и к наиболее подходящим для этих задач жанрам - пейзажу, портрету и ню (обнаженной натуре). В сталинское время они оставались вне идеологии в силу своего якобы прикладного, студийного значения. Отчасти по этой причине, отчасти от элементарной нехватки средств, будучи прирожденным живописцем, Чернышев, обращаясь к станковым видам творчества, работал в графике. Еще в войну он изобрел особую технику живописи на бумаге: художник работал на оберточной бумаге, на кальке и даже на газете, пользуясь темперой, которую изготавливал сам, применяя растертые глины как красители и яичный желток как связующее вещество. Причем эти материалы подошли ему не только своей дешевизной, но и для решения художественных задач - их шершавая поверхность впитывала краску так же, как и любимая им сырая штукатурка стены при работе над фреской. Когда Чернышев писал на газете, то порой различимый под краской газетный текст с его характерным языком выступал в роли невольного, но красноречивого "контекста". Однако и с этим "контекстом", и без него образы, созданные художником, даже в самых жанровых и мимолетных изводах, производят незабываемое впечатление своей способностью вступать в какие-то своеобразные отношения со светом и пространством, что придает им особую значительность и истинную монументальность.