Лекция о китайском кинематографе в рамках клуба «Мастерская зрителя»
Китай сегодня даёт уникальную возможность наблюдать формирование и развитие мощной жанровой киноиндустрии, которая оказывает огромное влияние на мировой кинопроцесс. Такой подъём сопоставим только со стремительным взлётом Голливуда в 1930-е годы или развитием итальянского и японского кино в 1950-е.
На протяжении 15 лет сборы от кинопроката в Китае ежегодно росли на треть, и каждый день в стране открывался новый мультиплекс примерно с десятью экранами. Появилось множество частных киностудий, которые сегодня производят прокатные хиты. В 2020 году кинопрокат Китая впервые в истории опередил североамериканский (США и Канады вместе взятых) и стал прокатом планеты № 1, причём достигнуто это было за счёт фильмов китайского производства, сборам которых может позавидовать любой голливудский блокбастер. За считаные годы китайская кинематография перевоплотилась в мощную коммерческую индустрию, производящую картины всех мыслимых жанров, от хоррора до мюзикла, существующую за счёт частных инвестиций и привлекающую миллионы зрителей, причём далеко не только китайских. Китайские кинематографисты также участвуют в производстве множества копродукций с другими странами, благодаря чему география современного китайского кино исключительно широка.
Переживающее стремительное экономическое развитие и социальное расслоение китайское общество даёт кинематографистам множество ярких, интересных сюжетов. В современном китайском кино есть всё то, за что мы любим классический Голливуд: невероятные драматические коллизии, колоритные персонажи, пёстрый, хаотичный быт больших городов. В Китае появилось немало режиссёров, которым есть что сказать об окружающем их мире, и которые способны это делать посредством жанрового кино. Это умение говорить просто о сложном раньше отличало голливудских классиков. Сегодня такой способностью обладают Нин Хао, Фэн Сяоган, Гуань Ху, Цзян Вэнь и многие другие китайские режиссёры и продюсеры, чьи фильмы заслуживают представления российской публике. Ничто не может помешать этому живому, чувственному, сохраняющему непосредственную связь со зрителями кинематографу стремительно завоёвывать популярность не только внутри страны, но и вне её. Голливуд завтрашнего дня располагается в Китае.
Лектор — Дмитрий Комм, кинокритик, программный директор фестиваля «Современное кино Китая», автор книг «Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов» и «Гонконг: город, где живет кино».