Лекция фотографа Александра Лыскина из цикла «Родословная русского деревянного зодчества в фотографиях: от Лазаревской церкви до русского модерна»
Приглашаем на заключительное событие уходящего года — лекцию № 25 Александра Лыскина из цикла «Родословная русского деревянного зодчества в фотографиях: от Лазаревской церкви до русского модерна». Лекция называется «Волжские жемчужины Ивановской области». Одновременно она входит в другой цикл – «Волга от истоков до устья. Часть VII».
На лекции речь пойдёт о Юрьевце, Кинешме и Плёсе – живописнейших волжских городах, обладающих древней историей, мощной энергетикой и творческим потенциалом для любителей фотографии.
Юрьевец – старейший город Ивановской области (1225 г.). У города ярчайшая история, туго вплетённая в историю Руси-России. С древнейших времен Юрьевец был важным торговым городом на Волге. Отсюда начинались древние водные и сухие пути на Урал и далее в Сибирь. Звёздный час Юрьевца случился в ХVIII–ХIХ веках. Сейчас Юрьевец – тихий провинциальный городок, сохранивший свой старинный купеческий облик именно благодаря заброшенности и отсутствию денег. Вложения средств в реставрацию могло бы преобразить Юрьевец в туристическую достопримечательность первой величины по сохранности и аутентичности деревянной застройки. Пока же это просто душевный городок, обладающий мощной аурой, но не способный обеспечить потребности современного туризма.
Кинешма – невероятно обаятельный купеческий город, подлинный островок спокойствия, живое воплощение уютной очаровательной волжской старины. Основан в 1504 году. Развитие текстильной промышленности в ХIХ – начале ХХ века способствовало расцвету города. Кинешма, её уклад, быт, обыватели, их привычки гениально воспроизведены на страницах пьес А.Н. Островского и на полотнах Б.М. Кустодиева. Магия этого старинного кружевного города особенно чувствуется на Волжском бульваре, который слывёт чуть ли не самым красивым на Волге.
В зажиточном купеческом городе дома возводились в основном из долговечных материалов. Поэтому в Кинешме деревянную архитектуру приходится выискивать. Автор приглашает на прогулку по улице Горького, где сохранилась достаточно целостная картина деревянной застройки купеческого города. Остальные объекты разбросаны по улицам Кинешмы точечно.
Плёс впервые упомянут среди городов, разрушенных Батыем в 1238 году. В 1410 году здесь была построена новая крепость, и эта дата официально считается годом основания Плёса. В конце 1890-х годов в Плёс в поисках новых впечатлений заглянул И.И. Левитан. Красота окрестностей Плёса ошеломила современников. Город становится местом притяжения для многих художников. В 1910 году на празднование 500-летия города приезжает Фёдор Шаляпин. Восхищённый красотой волжской природы и укладом помещичьей жизни, он строит в этих местах дачу «в стиле терема князя Владимира», как писал он сам. Постепенно Плёс становится культовым местом, куда в летие месяцы стремилась столичная знать и творческая интеллигенция.
С точки зрения поклонников русской провинции Плёс – реализованная мечта. С целью привлечения туристов город максимально сохранил аутентичную деревянную застройку. Но от любых национальных парков и музеев Плёс отличается тем, что на его улицах кипит настоящая жизнь. Хочется верить, что и другие города русской провинции будут так же обласканы государством.
Александр Лыскин – фотограф, член Союза журналистов России, член Русского географического общества, преподаватель Института профессиональной и любительской фотографии (ИПЛФ), создатель авторского фотобанка Phorus.