А почему не пиво? Какие критерии позволяют нам сказать о том, что вино может стать центром социально-научного исследования? Почему стоит на это тратить время и ресурсы?
Оснований таких скорее всего нет, но есть ряд свойств вина, которые сильно выделяют его на фоне прочих социальных явлений (пиво, живопись, доверие): например, сложность вкусоароматических свойств, плотность мифологем, преобладание символической ценности над материальной.
Помимо прочего вино обладает неуловимым сексапилом, не сводящимся ни к атрибутам «высокого статуса» потребителя вина, ни к пьянящим эффектам. Вино обладает свойством феноменологической целостности, подталкивающей к самоописательному «постижению» гедонического переживания в рамках индивидуальных умозрений.
Всё это будет объяснено и обосновано в первой лекции мини-курса о вине как предмете изучения «Винные исследования».
Что современная наука может рассказать о вине? Обычно мы рассматриваем вино или как один из видов алкоголя, или как признак «социального статуса» человека. Но что если посмотреть на вино с междисциплинарной позиции и поговорить о нём с точки зрения социологии, истории, литературы, психологии, географии и философии?
Лектор — Данила Иванов, основатель и выпускающий редактор рубрики «Винные исследования» журнала «Пути России», сотрудник НИУ ВШЭ.
Курс проходит в рамках лектория о современной социологии «Это про нас», созданного совместно с Московской высшей школой социальных и экономических наук (Шанинкой) и научным журналом «Пути России».