Василия Кандинского называют «отцом русского авангарда», Эдмунд Гуссерль в свою очередь является основателем философского авангарда начала 20 века — феноменологии. Абстрактную живопись или конструктивизм, как именовал сам Кандинский свой метод живописи, можно назвать визуальной иллюстрацией феноменологии. Описание «чистых феноменов» сознания Гуссерля абсолютно точно воплощены в музыкально-живописной вселенной Кандинского. Изображение «эйдосов» из области трансцендентального поля чистого «Я» — новый язык изобразительного искусства, открытого абстракционистами. Кроме того, интенции обоих модернистов не ограничивались лишь изобретением новых способов мышления, их амбиции были направлены на изменение судьбы человечества. Так, манифест Василия Кандинского «О духовном в искусстве» 1911 года призывает обрести новую установку в культуре. Также и программная статья Эдмунда Гуссерля «Философия как строгая наука», вышедшая в том же 1911 году, обличает причины кризиса науки и европейского человечества, предлагая пути выхода из этого тупика.
Связь феноменологии и абстракционизма в буквальном смысле подтверждает расхожую фразу «идеи витают в воздухе». В жизни Кандинский и Гуссерль не встречались, хотя оба жили в Германии. Также нет подтверждений о каком-либо прямом влиянии философских концепций Гуссерля на метод Кандинского и наоборот. Однако по теории «треугольника» Кандинского, они оказались теми гениями на вершине пирамиды, одновременно уловившими прогрессивные веяния духа, которые и позволяют двигать развитие человеческой цивилизации вперед. Новое содержание стало проявляться сразу в нескольких культурных языках одновременно. Если в искусстве этот бунт выразился в протесте против миметической эстетики и заветов классической рациональной гармонии, то поворот в философии осуществлялся как неприятие классической метафизики, стремление ее преодолеть.