Несколько екатеринбургских художников уличного искусства обращались в своих произведениях к литературным образам и взаимоотношениям читателя и текста: команда "OFFART" призывала прохожих "дружить" с А. П. Чеховым и Л. Н. Толстым, Тимофей Радя создавал работы, посвященные Владимиру Маяковскому и Иосифу Бродскому, работал со словами, связывая их с архитектурой города, его ритмом жизни, превращая улицы в книжные страницы.
Традиционно разговор о т. н. литературных граффити и трафаретах развивается как история о парнях, которых не назовешь интеллектуалами, читателями Кафки, Достоевского или Стейнбека: мол, они слушают музыку, смотрят картинки и кино, но вот, оказывается, размещают на улицах портреты писателей, пишут на стенах и тротуарах любимые цитаты - и опровергают клише.
Вторая рамка, определяющая осмысление "литературных мотивов" стрит-арта, - это попытки посмотреть на все уличные изображения писателей и книжных героев как на индикатор читательской популярности авторов и текстов, принадлежности их к массовой культуре или к национальному наследию. Так, улицы России и Украины населяются портретами Пушкина, Гоголя, Достоевского; города Италии - Данте, а улицы Швеции - Сельмы Лагерлёф. Так популярны у художников оказываются Кафка и Воннегут, герои мифов и сказок. Послания уличных художников, номинативные, сатирические, пропагандистские, спекулятивные, игровые или иллюстративные, чаще всего претендуют на универсальность, на подтверждение неких незыблемых ценностей, поэтому выбранные ими литобразы - это несомненный, неприкосновенный запас культуры. Мир очевидностей. На первый взгляд, улица слышит лишь себя, она словно населена подростками, которые решили, что все важное узнали в начальной школе, и теперь настала пора действовать.
Да, улица демократична, она дает возможность говорить и тем, кому порой нечего сказать, но кто смел, как варвары прошлых веков. Но она предлагает и простые, и сложные, глубокие высказывания, она свидетельствует о множестве способов говорить, действовать и находить себя. Современная визуальная культура и улица часто отрицают качественные, эстетические иерархии, отдавая предпочтение коммуникациям.
Выставка задумана как социологическое исследование о городе, уличном искусстве и читательском опыте сегодня. Фотодокументация работ художников из разных стран, разных жанров и на разные сюжеты позволяет увидеть, как усилиями художников стрит-арта литературное наследие и прочтение любимых текстов становятся видимыми в городском пространстве. Еще более интересно посмотреть, как город продуцирует свою литературу и как короткие фразы или вопросы художников на постерах и рекламных щитах, нанесенные при помощи трафаретов или написанные рукой, а также подобные комиксам рисунки на стенах несмотря на наивность языка связаны с предшествующими литературными и художественными традициями крепкими нитями. Важно увидеть, что город, сегодня буквально заполняемый словами и картинками как книга, нуждается во вдумчивом читателе, что иногда нужно отложить в сторону книги и посмотреть, как живет мир вокруг. Культурный багаж никуда не исчезает и обеспечивает это умение читать.
На выставке показываются произведения команд "Zuk Club" и "ОFFART", Романа Минина, Гамлета Зиньковского, Паши 183, Кирилла Кто, Тимофея Ради, Александра Жунева, Bullet Beard, Bartek Świątecki, "Квест К-12" и других, а также фотографии João Pina, Dauvit’a Alexander’a, Garry Knight’a, Robb’a Todd’a, Дмитрия Звягина и других.
Кураторы выставки – Марина Соколовская, Дарья Шульгина