Лекция в рамках клуба «Письмо и текст»
Дети и внуки императора в России носили титулы Великих князей и княжон. Они не рождались сразу со скипетрами и державами в руках и чаще всего росли как обычные дети: бегали на свежем воздухе, задирали нянечек, ругались со сверстниками, играли. Но, кроме того, все они должны были представлять подданным высочайшую волю, власть императора — и это накладывало на детский досуг многочисленные ограничения. Для великих князей подбирали игрушки, наставников, учебники, друзей и путешествия.
Александр II был первым российским императором, которого специально воспитывали как наследника престола. Его наставником стал поэт Василий Жуковский: он не только составлял для наследника учебную программу, но и ездил с цесаревичем по стране. В дальнейшем наследники престола всегда отправлялись в похожие поездки по России. Узнавать страну ездили цесаревич Николай Александрович и будущий Александр III — с Победоносцевым, Николай II — по завету отца.
На лекции поговорим о том, как готовили к взрослой жизни маленьких наследников престола, чему их учили, а чему так и не смогли научить.
Лектор — Яна Титоренко, журналист, редактор литературного журнала «Иначе», автор Ножа, Okko, Forbes и др.