Фильм «Жара» впервые открыл широкому зрителю одно из подспудных движений 70-ых (точнее, конца 60-ых - начала 80-ых), религиозное возрождение интеллигенции. Эти годы, которые философ В. В. Бибихин назвал «новым ренессансом», были отмечены еще двумя движениями независимой культурной жизни: «культурной контрреволюцией», то есть возрождением свободной гуманитарной мысли, которую по существу отменила «культурная революция» 30-ых годов - и возрождением свободного искусства, не соотносящегося с официальными нормами соцреализма.
Все эти три движения «внутреннего сопротивления» режиму были связаны между собой. На этой встрече я предполагаю говорить о неофициальном искусстве 70-ых, о поэзии по преимуществу. Героями моего рассказа будут поэты Леонид Аронзон, Елена Шварц, Виктор Кривулин, Леонид Губанов и некоторые другие. Основой моего рассказа будет курс по новейшей русской поэзии, который я читала в университетах Висконсина и Стэнфорда.
Ольга Александровна СЕДАКОВА – поэт, ученый-филолог, переводчик, литературный критик, религиозный мыслитель. Стихи, проза, религиозно-философские эссе, литературная критика, исследования по языкознанию и поэтике, словарь церковнославянско-русских паронимов, художественные переводы – от Данте и Франциска Ассизского до Кэрролла и Элиота – таков диапазон её литературных работ. Сегодня Ольга Седакова – лауреат многочисленных премий, в том числе и единственной в своем роде литературной премии «Христианские корни Европы», учрежденной Ватиканом специально в ее честь и только ей и присужденной. Уникальный статус доктора богословия Европейского университета за «поэтическое творчество» Ольга Седакова получила из рук митрополита Минского Филарета.