На рубеже 18-19 вв. начинает складываться романтизм. Разочарование в идеалах Просвещения, кризисный период духовного брожения, неудовлетворенность окружающей действительностью сблизила художников различных идейных направлений. Одна из центральных проблем романтизма-могучая, нестандартная, свободная личность и ее непримиримый конфликт с окружающей серой действительностью, со всем, что налагает оковы. Страстный лиризм проникает во все виды искусства, и, конечно, в театр. Громадные сдвиги переживает актерское искусство. Теоретики романтизма ратуют за приближение театрального искусства к жизни, за расширение тематического диапазона драматургии, за историзм, внимание к месту действия пьесы. Одним из самых знаковых театральных событий этой эпохи (да и в истории театра вообще), станет премьера пьесы Виктора Гюго «Эрнани», 25 февраля 1830 года в «Комеди Франсез». Именно тогда окончательно решился вопрос о судьбах романтической драмы, не только во Франции, но и во всем мире.