Вопреки традиционным представлениям о глубоком застое рационального мышления в эпоху Средневековья, именно в христианской философии сложилась та культура мысли, которая затем легла в основу научного метода. Христианские мыслители, основываясь на логических трактатах Аристотеля, сумели вывести античную логику на принципиально новый уровень, сформулировав проблему отношения понятия и реальности – так называемую проблему универсалий. Подходы к этой проблеме сильно менялись с течением времени, но её значимость сохранялась вплоть до позднего Средневековья.
В этот раз мы рассмотрим различные подходы к проблеме соотношения частного и общего в трудах средневековых мыслителей. Исследуем истоки этой проблемы в сочинениях неоплатоника Порфирия и христианского философа Северина Боэция. Рассмотрим три основных точки зрения на проблему универсалий: реализм, концептуализм и номинализм. Познакомимся с основными представителями этих традиций, Ансельмом Кентерберийским, Пьером Абеляром и Уильямом Оккамом.