На лекции будет обсуждаться ключевой вопрос истории русской философии: существовала ли философская мысль в России вообще до того, как страна вступила в культурный контакт с Европой? Известна точка зрения на русское средневековье как воинственное невежество, в связи с чем будет обсуждаться понятие Г. Шпета «невегласие». Слушателям будет рассказано, что вообще понимали под философией в Древней Руси и кого считали философом. Будут подняты следующие вопросы:
- Кирилл и Мефодий: «знание вещей божественных и человеческих». Торжество византизации или почему кирилло-мефодиевская традиция, примиряющяя веру и знание и чуждая конфессиональному изоляционизму, была вытеснена на периферию интеллектуальной жизни;
- «Хитрость хитростям и художество художествам…»- влияние наследия Иоанна Дамаскина;
- Философия как мистико-аскетическая монашеская мудрость, как подвиг божественного делания, устремляющего ум к Богу;
- Почему в идейно-религиозной традиции, идущей от Иоанна Дамаскина, фактически существовали как бы две философии: одна — высшая, представлявшая веру, а другая — традиционная (внешняя), связанная с наследием античности;
- «Истинный философ» тот, кто спасает душу от вечной муки. Основные философски значимые тексты древнерусской книжности.