Кинопросмотр фильма «Меланхолия» культового режиссера Ларса фон Триера с разбором и обсуждением.
«Меланхолия» — центральная часть кинематографического триптиха Триера. В босхианском контексте это Земля в преддверии Судного дня. В картине, в которой поднимается тема конца света, ментальный ад «Антихриста» и экстатический рай «Нимфоманки» уравновешиваются.
В «Меланхолии» Триер доводит тему депрессии до планетарного масштаба и продолжает развивать прозвучавший в «Антихристе» мрачный постулат о том, что соединение полярных начал не приводит ни к чему хорошему. Обыгрывая эстетическую категорию возвышенного, так любимую романтиками, режиссер мастерски деконструирует и гуманистические идеалы Ренессанса. Сопоставление макрокосма вселенной и микрокосма человеческой души по Триеру не предполагает положительных коннотаций. С другой стороны, как ни странно, фильм о Судном дне оставляет место для светлого предчувствия Апокалипсиса как очищения.
Следует ли понимать представленные в картине образы буквально? Как работает сочетание жанров драмы о распаде семьи и фильма-катастрофы? Какие религиозные и эзотерические символы считываются в «Меланхолии»? Все это мы обсудим на нашей новой киновстрече, посвященной проблеме Добра и Зла в творчестве Ларса фон Триера.
Лектор и ведущий — Иван Лобанов — японист, окончил Институт востоковедения РАН. Специалист в области японской литературы и кино ХХ века.