Бюро неформатных событий Зовём.Ру

Авторизоваться через соц. сети

«Солярис» на экране: Тарковский, Содерберг, Ниренбург «Солярис» на экране: Тарковский, Содерберг, Ниренбург

Архив. Мы больше не анонсируем данное мероприятие. Возможно информация полностью устарела. Что там дальше мы не знаем.

Зовём на лекцию

Когда?

с 21 апреля 2018

Город

Москва

Где?

Культурный центр Пунктум. ул. Заморенова, 9с2. Вход на цокольный этаж

Метро

Краснопресненская

Сайт:

punktum.ru

Контакты:

т. +7 910 478 65 54

Условия участия:

Стоимость участия: 400 руб.
Желательна запись на сайте по ссылке: https://punktum.ru/archives/20944

Лекция посвящена трём экранизациям романа Станислава Лема «Солярис»: телеспектаклю Бориса Ниренбурга (1968), кинофильмам Андрей Тарковского (1972) и Стивена Содерберга (2002)

Основу лекции составят материалы авторского исследования, посвящённого трём экранным воплощениям знаменитого научно-фантастического романа.

«Солярис» Ст. Лема вышел на польском языке в знаковом для мировой космонавтики 1961 году и быстро обрёл популярность. Сейчас он входит в один ряд с произведениями Р. Брэдбери, Р. Хайнлайна, К. Воннегута, А. Кларка. Эти произведения расширили привычную проблематику научной фантастики включением философских и эпистемологических вопросов.

 

Известно, что Станислав Лем не любил киноэкранизаций «Соляриса»: часто цитируются его высказывания о том, что «любовь в космосе» интересовала его меньше всего, свой роман он писал о встрече с Неведомым, которая ожидала человека, открывшего для себя космическое пространство. Однако о телеверсии он, видимо, не знал. А между тем именно телеспектакль Б. Ниренбурга ближе всего к литературному первоисточнику. До недавнего времени о телеспектакле Б. Ниренбурга не вспоминали, пока в середине «нулевых» он не появился в Сети.

В 2011 году вышла исследовательская статья Ю. Анохиной «»Солярис»: до и после Тарковского», в которой история постановки была достаточно подробно описана. Она началась ещё в 1966 году, а в октябре 1968-го спектакль вышел на экраны. Тогда же Андрей Тарковский и сценарист Фридрих Горенштейн подали заявку на собственную экранизацию романа — возможно, выход спектакля «спровоцировал» Тарковского на создание кинофильма, во многом полемизировавшего со своим телевизионным предшественником.

И если первая экранизация прошла, скорее, незамечено и вскоре была (незаслуженно) забыта, то «Солярис» Тарковского, несмотря на всю нелюбовь к этому фильму польского писателя, живёт и делает рекламу его роману. И третья экранизация «Соляриса», поставленная Стивеном Содербергом, во многом отталкивается именно от фильма русского режиссёра, а не от романа Станислава Лема, перекликается с ним и спорит с ним.

При всём различии трёх экранизаций, в них просматриваются и общие черты, но есть и значимые отличия, отражающие индивидуальность режиссёров, особенности эпох и — особенности переводов, которыми пользовались создатели трёх картин.

Лектор: Юлия Анохина

Фан