… «Он говорит, что вместо него задушили кого-то другого, помилуй Бог! Это комедия Плавта или Теренция, что ли?!» — восклицал канцлер Речи Посполитой Ян Замойский по поводу Лжедмитрия I. Увы, это не античная комедия, а трагические реалии русской истории XVII века: беглый монах выдает себя за чудом спасшегося царевича Димитрия и, не приведя для этого сколько-нибудь убедительных доказательств, заручается народной поддержкой, проигрывает военные сражения и в результате победоносно входит в Москву и венчается на царство. Поражены были сами современники: «яко комар льва порази» — писали они об успехе Лжедмитрия. Что было тому причиной? Ненависть бояр к «худородным» Годуновым? Интриги Романовых, нарочно готовивших самозванца на роль царевича? Происки Речи Посполитой? Своевольство казаков, нашедших в лице Лжедмитрия «законное» оправдание своему неповиновению центральной власти? Голод 1601-1603гг., обостривший ситуацию в стране? Или искренняя вера народа в то, что «солнышко государь Димитрий Иванович» принесет всем волю и справедливость?
О наивности обывателей и циничной подлости бояр и воевод, прекрасно понимавших, с кем они имеют дело, и расчетливо молчавших, о Марии Нагой, вначале «узнавшей» в Лжедмитрии сына, а потом предавшей его, раненого, на растерзание москвичам в 1606г., о Василии Шуйском, озвучивавшем, на злобу дня, три взаимоисключающие версии того, что случилось с настоящим царевичем Дмитрием, о властолюбце и авантюристе, обещавшем в обмен на военную помощь отдать Речи Посполитой Смоленскую и Северскую землю, — о начале Смутного времени в России пойдет речь на следующей лекции.
Лектор: Егерева Татьяна Александровна — кандидат исторических наук, преподаватель, исследователь истории русской общественно-политической мысли, автор свыше двух десятков работ по истории России XVIII — XIX вв.