В рамках подготовки интерактивной выставки «Культурный мост: из прошлого в настоящее» (с 10 сентября по 21 октября 2018 года) центр «Архэ» совместно с «Энерготранспроект» и Музеем архитектуры им. А.В.Щусева организуют цикл лекций от ведущих археологов и историков страны.
О первой лекции "Смеховая культура древнего Египта в рисунках художников":
Древний Египет ассоциируется с гробницами, мумиями и прочим, что не соответствует духу его исключительно жизнелюбивой культуры, где смерть была врагом, которого надо победить. Согласно одному поздно зафиксированному египетскому мифу, бог сотворил мир смехом. Даже рельефы в гробницах вельмож эпохи пирамид сохранили свидетельства любви египтян к юмору. Изучение смеховой культуры позволяет нам проникать в такие области менталитета давно ушедших поколений, о которых мы прежде не задумывались, что показали труды ныне знаменитых русских ученых (М.М. Бахтин, В.Я. Пропп, Д.С. Лихачев), поставивших проблему смеховой культуры на серьезную научную основу. Правда, эта работа сопряжена с множеством сложностей: смех, как запах, был когда-то (а в древнем Египте – это 5-2 тыс. лет тому назад) и улетучился, и порой, мы ощущаем его былое присутствие только интуитивно, а этого не достаточно для научного доказательства. Смех различен в различные эпохи и у разных народов, различен в разных слоях одного общества, он в какой-то мере различен и у каждого смеющегося.
Счастье египтологов в том, что сухой климат сохранил много источников, как текстуальных, так и изобразительных. В данной лекции внимание сфокусировано прежде всего на рисунках древних художников, сохранившихся на остраконах (небольших плоских кусках камня), а также на папирусах, датируемых 2-ой половиной II тыс. до н.э. Большинство этих свидетельств происходит из поселка мастеров царских гробниц на западном берегу Фив. Их содержание не вызывает сомнений: это шаржи и шутливые зарисовки, иногда неприличные, сделанные именно для того, чтобы развеселить себя и окружающих. Очень много изображений, подобных лубочным: разные животные исполняют человеческие роли: играют на музыкальных инструментах, танцуют, попадают в нелепые ситуации; довольно часто это картинки перевернутого мира (например, очень любима была тема противостояния котов и мышей, причем победителями оказываются мыши). Реже встречаются образцы социальной сатиры, разящей даже жрецов и Его Величество фараона.
Лектор – Ольга Владимировна Томашевич, кандидат исторических наук, египтолог, Заслуженный преподаватель Московского университета. Участница археологической экспедиции РАН в Гизе (Египет). Стажировка в Гейдельбергском университете.