Какие произведения звучали в осажденном Ленинграде, как собирался симфонический оркестр и кто приходил на концерты в военную пору? Почему музыка смолкла в эфире Ленинградского радио зимой 1941 года, и почему концерты решено было возобновить уже весной 1942-го. Как "звучал" блокадный Ленинград, какой ценой завоевана блокадная премьер Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича и какие реликвии, связанные с этим событием, хранят архивы и личные коллекции?
В военное время Филармония не только не прекратила свою работу, но увеличила объем выступлений — если суммировать выступления Симфонического оркестра Ленинградской филармонии (ныне – Заслуженного коллектива России) в эвакуации в Новосибирске и концертную деятельность в блокадном Ленинграде.
В лекции-беседе речь пойдет об абсолютно уникальных объектах, которые являются хранителями материальной и духовной памяти о прошлом города на Неве. В реставрационной лаборатории Санкт-Петербургского института истории РАН пытаются услышать эхо блокадного времени и звуки давно прозвучавших концертов: здесь ведутся работы по восстановлению афиш Ленинградской филармонии 1941–1945 годов. Историко-реставрационный проект «Военная летопись Филармонии» предусматривает, что в течение трех лет обретут вторую жизнь 700 подобных документов. Никакая оцифровка, никакая виртуальная реальность не отменят того неосязаемого, непознаваемого, что исходит от экспоната, артефакта, документа… Энергетика существует, и предмет хранит память. Она — звучит. Лектор — Юлия Зораховна Кантор, доктор исторических наук, зам. директора по внешним и общественным связям СПбИИ РАН.