В обществах, где чётко прописанный ритуал порой нагляднее, чем любые письменные договоренности, соблюдение баланса между «надо» и «хочу» зачастую напоминает прогулку с завязанными глазами у края пропасти. Но корейских правителей XVII—XVIII вв. это только вдохновляло.
В XVII в. Корея (государство Чосон), разорённая Имджинской войной (1592—1598), не могла оказать практически никакого сопротивления мощной армии маньчжур и была вынуждена подписать унизительный для страны договор о вассалитете. Это был сильнейший удар по ритуалу, так как маньчжуры для корейцев представали в качестве «северных варваров», отстающих по уровню культуры, знаний и образованности.
Не желая признавать авторитет и «старшинство» маньчжурского государства Цин и своё вассальное положение по отношению к нему, ваны соблюдали на внешнеполитическом уровне все надлежащие нормы. Но сопротивлялись на уровне ритуала, пытаясь сохранить остатки былого величия и балансируя на грани объявления войны.
Почему владычество маньчжур было неприемлемо для корейцев? Как именно они выражали протест? Какой видели выход из данной ситуации? Об этих и многих других вопросах мы поговорим на лекции.
Лектор: Наталия Чеснокова, старший преподаватель Института восточных культур и античности РГГУ.