Бюро неформатных событий Зовём.Ру

Авторизоваться через соц. сети

Словарный запас: дебаты о политике и культуре. Лекция Сергея Ушакина «Сын солдата, взявшего Кабул, внук солдата, взявшего Берлин: нарративы распада как ритуалы солидарности» Словарный запас: дебаты о политике и культуре. Лекция Сергея Ушакина «Сын солдата, взявшего Кабул, внук солдата, взявшего Берлин: нарративы распада как ритуалы солидарности»

Архив. Мы больше не анонсируем данное мероприятие. Возможно информация полностью устарела. Что там дальше мы не знаем.

Зовём на литературные встречи

Когда?

с 24 апреля 2014

Город

Санкт-Петербург

Где?

Магазин «Порядок слов». Реки Фонтанки наб., 15

Как пройти?

Магазин «Порядок слов». Реки Фонтанки наб., 15

Сайт:

wordorder.ru

Отменен

24 апреля в 18:30 в рамках совместного цикла лекций и встреч «Порядка слов» и журнала «Неприкосновенный запас» антрополог, преподаватель Принстонского университета Сергей Ушакин прочтет лекцию, посвященную песням о войне, написанным участниками военных событий в Афганистане и Чечне.

Прощайте, горы, вам видней
Кем были мы в краю далёком,
Пускай не судит однобоко
Нас кабинетный грамотей
.

— поется в припеве песни Ростовской группы «Каскад», о которой Сергей Ушакин говорит: «В конце восьмидесятых песня стала своего рода гимном афганского движения. Ее начальная версия во многом звучала как эпитафия, как вынужденное признание сдачи и провала».

Песня влияет на отношение к тому или иному событию — перенося акцент, установливая новые метафорические связи или уделяя гипертрофированное внимание деталям и темам, которые до этого оставались на периферии. В лекции Сергея Ушакина речь пойдет о том, как песни, созданные участниками афганских и чеченских военных действий, приобретают форму и функцию ритуала — то есть определенного представления, способного перевести индивидуальные чувства в метафоры групповой солидарности и структуры узнаваемых нарративов.

Возникшие снизу и спровоцированные тем или иным травматическим опытом, эти ритуалы сочетают в себе несколько важных структурных черт. Фрагментация опыта и языка, отсутствие связной повествовательной стратегии соcуществуют в них с попытками найти внешнее признание и понимание травматического прошлого. Результатом становится то, что Эрик Сантнер назвал нарративным фетишизмом — желание опереться на дискурсивные клише и формулы. Песни о забытых войнах добавляют к этой картине ещё один важный момент: фрагментация позволяет не только контролировать дозу пережитой травмы, но, изолируя и деконтекстуализируя события, вещи и людей, облегчает тем самым поиск общего символического знаменателя. Формальное сходство разных поколений и разных войн в итоге становится основой и для формирования новых идентичностей, и для формирования новых протоколов социальных обменов и социального признания.