Кэндзи Мидзогути, наряду с Куросавой, — один из первопроходцев, проложивших путь японскому кино к сердцам западных зрителей. «Сказки» принесли автору Серебряного льва за лучшую режиссуру на Венецианском кинофестивале и, как и «Токийская история» Одзу, вышедшая в том же 1953 году, показали, что в Японии, кроме Куросавы, есть и другие настоящие мастера кино.
Годар назвал Мидзогути величайшим режиссером не только японского, но и мирового кинематографа, отдавая именно ему пальму первенства в тройке Куросава-Мидзогути-Одзу. «Сказки» же ставил в один ряд с шедеврами Гриффита, Эйзенштейна и Ренуара. Тарковский считал Мидзогути «художником, способным выразить поэтический замысел бытия» и включил «Сказки» в десятку своих любимых фильмов.
Этот бесспорный шедевр японского кино создан по мотивам шедевра литературного — сборника «Луна в тумане» (1776), который считается венцом японского кайдана, повествований о сверхъестественном. Автор сборника — классик японской литературы конца XVIII века Уэда Акинари, чьи произведения значительно повлияли на таких мастеров XX века, как Танидзаки и Акутагава.
На обсуждении мы поговорим о связи киноадаптации и литературного источника, попытаемся разобраться в той «сложной» простоте, за которую ценят режиссера критики и именитые кинематографисты.