Система трансцендентального идеализма — это центральный труд Шеллинга, знаменующий расцвет его философского творчества и восхождение концепции имманентной критики. В ней Шеллинг связывает воедино концептуальные наработки «Идей к философии природы» и «Писем о догматизме и критицизме». По аналогии с природой, переосмысленной Шеллингом через понятие организма (описывающим самостоятельное и самоданное живое сущее) и ставшей в начале 1800-х годов опорной точкой для имманентной критики, в «Системе трансцендентального идеализма» Шеллинг переосмысляет понятие «Я» (Интеллигенции). «Я» (Интеллигенция) — это тождественный самому себе субъект мысли, определяющийся неизменной прообразной формой (мифом и традицией), непрерывно воспроизводящий сам себя в истории. В отличие от философии Канта, где прообраз остается трансцендентным по отношению к рассудку, включая в себя возможность полного видоизменения связанной с ним системы представлений, у Шеллинга прообраз «Я» всецело имманентен самому «Я», он есть его неизменная внутренняя форма, претерпевающая в истории исключительно обновляющие модификации. В лекции мы обсудим понятие интеллектуального созерцания, объединяющее «Я» и Природу, а также проблему исторического целого в связи с логикой самосознания и шеллинговской картиной трех философских эпох.