«…Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни»
И.А. Бунин
«Полевые цветы», 1887
Библиотека иностранной литературы представляет выставку фотографий Виктора Федоровича Короткого «Сердцу и взору родные они…».
Русская природа, особенно природа средней полосы России, славится своей удивительной красотой. В течение многих веков ее пейзажи восхищали и настраивали на эстетическое созерцание. Выдающиеся деятели культуры, художники и писатели, черпали вдохновение в этих видах, поэтичных, наполненных тихой гармонией и лиризмом.
Главное украшение пейзажей России - ее самобытные храмы, уникальные произведения мирового искусства. В лесной чаще, на холмах и приречных лугах стройные формы церквей органично вписываются в окружающую среду. Природа обрамляет их, как драгоценный камень. Гармоничная простота этих пейзажей и спокойная цветовая палитра создают вокруг себя атмосферу умиротворения и благодати.
В мировоззрении русского человека природа занимает особое место. Н. Бердяев отмечал две составляющие «русской души» - оформленные православной церковью и стихийной природой. Большое внимание уделялось взаимоотношениям природы и человека в русской литературе, где природа может не только отражать настроение героя, но влиять на него, наводить на важные философские и нравственные искания. Важная роль отводится эстетическому созерцанию и любованию природой. К.Г. Паустовский считал, что творческая сила русского народа во многом происходит от эстетических впечатлений, которые он получает от красоты окружающей его природы. Кроме того он писал о том, что именно природа учит человека понимать прекрасное и любить свою Родину.
«Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли».
Н. Бердяев
На выставке «Сердцу и взору родные они…» представлены фотографии Виктора Федоровича Короткого. Излюбленный жанр в фотографиях автора - памятники русского зодчества на фоне красочного пейзажа средней полосы России. В.Ф. Короткий отмечает, что его работы появились в результате кропотливого труда, связанного с выбором оптимальных границ кадра, где нет места проводам, столбам, автомобилям, разбросанному мусору и другим «атрибутам» цивилизации. Не меньше сил при съемке потрачено на ожидание согревающих и, главное, освещающих лучей солнца.