Этой лекцией мы открываем цикл о советском кинематографе, в котором попытаемся взглянуть на некоторые сложившиеся каноны восприятия истории кино иначе. Начать мы хотели бы с просмотра уникальной и в определённом смысле беспрецедентной картины Александра Медведкина «Счастье».
Эта картина вышла в 1934 году, когда, казалось бы, ничто не располагало к отчаянно гротесковой, сюрреалистической притче. В «Счастье» Медведкин скрещивает новаторские принципы киноавангарда с народным лубком, в результате получая осколок бескомпромиссного, сопротивляющегося какой-либо плакатности, творчества. Несмотря на активную поддержку столпов кинематографа тех лет (Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко) ввиду обвинений провинциальных рецензентов прокат картины был признан нежелательным, и картина «Счастье» легла на «полку».
Попытки вернуть, переоткрыть «Счастье» зрителям были предприняты лишь в шестидесятых годах, как в оттепельном отечестве, так и во Франции, где левые кинематографисты выдвигали фигуру Медведкина, как знамя нового кинематографа. Несмотря на то, что уже не существует ни «полок», ни разъярённых авторитетных критиков из провинции, «Счастье» так и осталось мало известно широкой публике.
Ведущий: Давид Швецов, киновед, выпускник ВГИКа.