Семинар "Русская философия". Доклад В.В. Петрова (ИФ РАН) "Рецепция теорий вихря Германа Гельмгольца и Уильяма Томсона в художественном и философском переосмыслении Андрея Белого и Эзры Паунда".
В докладе рассматриваются лондонские главы «Записок чудака» Андрея Белого, посвященные теме распадения мира в атомных вихрях. Посредством привлечения доступных Белому научных публикаций Германа Гельмгольца, Оливера Лоджа и Уильяма Томсона (лорда Кельвина) демонстрируется, что текст Белого является художественным переосмыслением конкретных научных теорий физики конца XIX – начала XX века: это касается рассуждений Андрея Белого об энтропии, вихревом атоме, демоне Максвелла и пр. Отмечается значительное влияние на Андрея Белого публикаций Н.А. Умова, его наставника в Московском университете. В качестве параллели вихревым теориям мира у Андрея Белого указано на художественное течение «вортицизм», придуманное Эзрой Паундом после знакомства с теориями Г. Гельмгольца и У. Томсона. Делается вывод, что пост-классическая физика для Андрея Белого — это учение не об устройстве мира, но об уничтожении физической вселенной. Указано, что тема «расплющивания», понятого как переход от трехмерного существования к двумерному, заимствована Андреем Белым из работ Д.С. Мережковского, где образы многомерных пространств и неэвклидовой геометрии часто встречаются.