Бюро неформатных событий Зовём.Ру

Авторизоваться через соц. сети

Рецепция теорий вихря Германа Гельмгольца и Уильяма Томсона в художественном и философском переосмыслении Андрея Белого и Эзры Паунда Рецепция теорий вихря Германа Гельмгольца и Уильяма Томсона в художественном и философском переосмыслении Андрея Белого и Эзры Паунда

Архив. Мы больше не анонсируем данное мероприятие. Возможно информация полностью устарела. Что там дальше мы не знаем.

Зовём на конференцию

Когда?

с 17 ноября 2022

Город

Москва

Где?

«Дом А.Ф. Лосева». ул. Арбат, 33/12, стр. 1

Метро

Арбатская, Смоленская

Контакты:

Справочная/отдел записи читателей/музей А.Ф. Лосева т. 8-499-252-82-72

Условия участия:

​Для посещения необходимо предварительно зарегистрироваться: https://www.mos.ru/afisha/venues/204211/

Если Вы не обнаружили интересующего Вас события, оно обязательно появится немного позже.

Семинар "Русская философия". Доклад В.В. Петрова (ИФ РАН) "Рецепция теорий вихря Германа Гельмгольца и Уильяма Томсона в художественном и философском переосмыслении Андрея Белого и Эзры Паунда".

В докладе рассматриваются лондонские главы «Записок чудака» Андрея Белого, посвященные теме распадения мира в атомных вихрях. Посредством привлечения доступных Белому научных публикаций Германа Гельмгольца, Оливера Лоджа и Уильяма Томсона (лорда Кельвина) демонстрируется, что текст Белого является художественным переосмыслением конкретных научных теорий физики конца XIX – начала XX века: это касается рассуждений Андрея Белого об энтропии, вихревом атоме, демоне Максвелла и пр. Отмечается значительное влияние на Андрея Белого публикаций Н.А. Умова, его наставника в Московском университете. В качестве параллели вихревым теориям мира у Андрея Белого указано на художественное течение «вортицизм», придуманное Эзрой Паундом после знакомства с теориями Г. Гельмгольца и У. Томсона. Делается вывод, что пост-классическая физика для Андрея Белого — это учение не об устройстве мира, но об уничтожении физической вселенной. Указано, что тема «расплющивания», понятого как переход от трехмерного существования к двумерному, заимствована Андреем Белым из работ Д.С. Мережковского, где образы многомерных пространств и неэвклидовой геометрии часто встречаются.