Бюро неформатных событий Зовём.Ру

Авторизоваться через соц. сети

Реставрация монументальной живописи. Лев Лифциц в Школе наследия Реставрация монументальной живописи. Лев Лифциц в Школе наследия

Архив. Мы больше не анонсируем данное мероприятие. Возможно информация полностью устарела. Что там дальше мы не знаем.

Зовём на лекцию

Организатор:

Школа наследия

Когда?

с 1 марта 2017

Город

Москва

Где?

Большой Знаменский переулок дом 2 строение 3

Метро

Кропоткинская

Сайт:

heritage-school.ru

Контакты:

school-heritage@archnadzor.ru

Условия участия:

Регистрация: http://heritage-school.ru/news/245

Лекция Льва Лифшица — одного из крупнейших экспертов в области реставрации монументальной живописи.

Разговор будет вестись по нескольким направлениям:

  • Отличие монументальной живописи от других видов живописи, прежде всего, станковой состоит в том, что она находится в реальном архитектурном пространстве. Художник монументалист – своеобразная ипостась архитектора, поскольку, во-первых, сам творит живое пространство архитектуры; во-вторых, потому что выступает истолкователем пространства, созданного зодчим. Без понимания этой специфики нельзя входить на леса ни художнику, ни реставратору.
  • Реставратор должен не только хорошо знать технику и технологию живописи, глубоко понимать суть художественной идеи, которую старался воплотить мастер, чье произведение находится в его руках. Он должен прекрасно разбираться в стилях живописи и обладать стереометрическим зрением, то есть, уметь видеть всю систему целиком – одновременно оценивать и то, что находится перед ним, и то, что находится по сторонам и позади него.
  • Помимо укрепления материальной структуры памятника – штукатурного основания, красочных слоев, – в собственно художественном отношении перед реставратором стоят вопросы выбора правильной стратегии, направленной на максимальное выявление аутентичной авторской живописи. Он должен правильно оценить состояние её сохранности и разработать методику, определяющую принципы расчистки загрязненного или искаженного позднейшими записями и прописями красочного слоя, характер тонировок, возможности «вызова» авторского рисунка и красочного тона.
  • Основой успеха работы реставратора монументальной живописи является понимание того, что он работает с многослойной и многомерной художественной структурой, в которой все – от характера материала стенной поверхности, ее фактуры, профиля и кривизны до меняющихся оттенков цвета фона – находится в органичном взаимодействии, благодаря которому и создается неповторимое образное целое.
  • Каждый вид монументальной живописи – масляной, фреско-темперной, клеевой, мозаичной и др. обладает своими технико-технологическими особенностями и своей художественной выразительностью. Не случайно, что их использовали для разных целей, помещений, архитектурных поверхностей и субструкций и для воплощения разных идей и образов. Каждый раз это определялось и особым характером связей, способов взаимодействия живописи не только с поверхностью стены, но и с ее массивом.
  • Реставрация монументальной живописи – сложный технологический процесс, в котором помимо собственно художников-реставраторов участвуют архитекторы, конструкторы, строители, химики-технологи, климатологи, инженеры разных специальностей, занимающихся вопросами гидроизоляции, дренажами, теплоизоляцией и другими проблемами, связанными с обеспечением сохранности живописи.
  • Сложнейшей проблемой современной реставрации является внедрение научных методов при работе в условиях действующих храмов, когда заказчики выдвигают требования, ведущие к искажению подлинной живописи – дописям, реконструкциям, ведению тонировок в пределах авторского красочного слоя и т.д.

Л.И. Лифшиц – доктор искусствоведения, заведующий Cектором древнерусского искусства в Государственном Институте искусствознания (ГИИ). Занимается исследованием древнерусского и византийского искусства: монументальной живописи, иконописи, пластики IX–XV веков. Член редакционного совета и ответственный секретарь федерального проекта «История русского искусства» в 22 томах.

Автор книг «Монументальная живопись Новгорода XIV–XV веков», 1987; «Очерки истории живописи Пскова. Середина XIII – начало XV века. Становление местной художественной традиции», 2004; «Русское искусство X–XVII веков», том I, 2007; множества разделов и статей в коллективных монографиях и научных сборниках.

В 2014 году ГИИ опубликовал «В созвездии Льва. Сборник статей по древнерусскому искусству в честь Льва Исааковича Лившица».

Является членом многих научных советов, в том числе президиума Федерального научно-методического совета по культурному наследию и Комиссии по особо ценным объектам культурного наследия России Минкультуры РФ, реставрационного совета Музея-заповедника «Московский Кремль», президиума Союза реставраторов России и других. Сопредседатель жюри Премии имени Алексея Комеча.