Наша любовь к кино неразрывно связана с любовью к актерам — «звездам кино». В дореволюционной России их называли «королями экрана» с легкой руки Александра Вертинского, впервые назвавшего так самую любимую и популярную актрису кино того времени Веру Холодную.
Сейчас мы часто называем известных артистов того времени «звездами Великого немого», поскольку то была эра немого кино. Однако с самого зарождения кино прилагались разнообразные усилия для того, чтобы кино «зазвучало». До появления «звука», то есть до того, как в кино заговорили, главным оставалось музыкальное сопровождение. В основном эту роль выполняли таперы (почти забытая сегодня профессия). Но кинокритики, а также киномеханики, кассиры и контролеры существуют и по сей день.
Во время Первой мировой войны российский кинобизнес достиг своего расцвета: существовали крупные кинофабрики, которые снимали кино европейского уровня; на экранах блистали такие звезды, как Вера Холодная, Иван Мозжухин и другие; в кино работали выдающиеся режиссеры; выпускалось несколько кинематографических журналов. Но время расцвета было недолгим. В 1918 году эпоха дореволюционного кинематографа закончилась.
Обо всем этом мы поговорим в финальной лекции курса «Синематограф старой Москвы».
Лектор — Софья Штробель, киновед, долгое время проработала ассистентом режиссера и вторым режиссером на киностудии «Мосфильм».