В 1657г. патриарх Никон простил противившегося новым обрядам Ивана Неронова и разрешил ему служить по старопечатным книгам. Как писал известный историк церкви митр.Макарий (Булгаков), личные взаимоотношения двух оппонентов, сумевших примириться друг с другом – Никона и Неронова – представляли собой нереализовавшуюся возможность мирного избывания раскола.
Почему же этого не случилось, и когда была пройдена точка невозврата? Какую роль в судьбе и Никона, и старообрядцев сыграл церковный собор рокового 1666 года? Как приглашенным на него грекам и восточным патриархам удалось произвести своего рода историко-философский реванш над русской церковью, объявив, что отцы Стоглавого собора «мудрствовали невежеством своим безрассудно»? Имеется ли связь между принятием «Двенадцати статей» против старообрядцев при царевне Софье – одним из самых безжалостных и бесчеловечных законов в отечественной истории — и допущением в Россию иезуитов?
На следующей лекции мы будем размышлять над этими вопросами и говорить о судьбе опального патриарха Никона, о несломленной боярыне Морозовой, о заживо сожженных в Пустозерске Аввакуме и его товарищах, и о страшных добровольных «гарях», которыми самые радикальные из старообрядцев ответили на правительственные гонения и произвол.
Лектор: Егерева Татьяна Александровна — кандидат исторических наук, преподаватель, исследователь истории русской общественно-политической мысли, автор свыше двух десятков работ по истории России XVIII — XIX вв.