Что такое путь, понимаемый не в топографических понятиях, но взятый в ракурсе онтологии? Что такое путь, понимаемый как опыт конструирования субъекта в пространстве? Путь это нечто, что не сводится к телу, но требует телесного; не является временем, но раскрывается во времени; не зависит от субъекта, но при этом производит его. Вся наша жизнь может быть представлена как одно большое блуждание, где цели то мелькают на горизонте, то исчезают в безмолвной темноте.
В предлагаемой серии лекций мы развернём философское погружение в феномены путешествия, дороги, блуждания, возвращения как одни из важнейших феноменов человеческого бытия. Мы исследуем не просто дорогу, но способ бытия, при котором раскрываются время, инаковость, тело и субъект. Путешествие здесь понимается как архетипическое и экзистенциальное движение, которое берёт своё начало в изгнании — в потере дома, порядка, самоочевидности — и приводит к становлению, если не к возвращению.
Через фигуры Одиссея, Данте и Пруста мы рассмотрим четыре ключевых модуса путешествия: путь как структуру, изгнание как его начало, блуждание и странничество как формы встречи с Иным, и возвращение как акт интерпретации и собирания себя. Особое внимание уделяется феноменологической глубине этих опытов: переживанию времени (Пруст), экзистенциальному разрыву (Одиссей), трансформации в пути (Данте), а также опасности следования по «проторенным тропам» (Хайдеггер), когда путь становится механической формой движения и уже теряет свою связь с бытием человека.