Культовый, знаковый, этапный, ключевой, показательный фильм «ЗАВОДНОЙ АПЕЛЬСИН» выпорхнул из-под маститой режиссёрской руки на экраны в 1971 году. Стэнли Кубрик создавал эту кинокартину по мотивам одноимённого и не менее культового романа Энтони Бёрджесса. Кубрик весьма и весьма сильно трансформировал роман. Кинокартину нередко определяют как антиутопию, однако же (конечно и несомненно) она ускользает от жанровых определений. Этот фильм о кошмарной и свирепой группе (а то и — банде) «отмороженных» подростков, сеющих агрессию, разрушение и насилие. Ими управляет лидер: они предводимы харизматичным подростком Алексом (в эффектном и ярком исполнении Малкольма Макдауэлла). Но почему Алекс, манифестирующий и воплощающий «ультранасилие», безумно любит музыку Бетховена? Почему он является ценителем и носителем высокой культуры? Как же примиряются в Алексе тяга к культуре, искусству и потребность разрушать, причинять людям боль? В каких отношения состоят культура и насилие? Какова их связь? Кроме того, на ином уровне картина провоцирует зрителя на размышление о сути, о сущности человеческой агрессии, о свободе воли. Одна из ключевых проблем фильма устремлена к определению понятий «добра» и «зла», релевантности, целесообразности, оправданности, адекватности довольно специфической (в общем-то — тоже насильственной) терапии в качестве возмездия, наказания, а также — превентивной меры, предотвращения аморальных поступков. Все эти темы, вопросы, проблемы, значения, смыслы — мы будем препарировать, интерпретировать и анализировать вместе с Вами на нашей киновстрече — на нашем традиционном субботнем кинопросмотре с обсуждением.
Ведущий: Дмитрий Поздняков