У бабушки французской «новой волны» (дай ей Бог здоровья) пороха в пороховницах хоть отбавляй. В свои девяносто Аньес Варда отжигает как встарь, продолжая радовать новыми нетленками и получать престижные премии. В частности, в прошлом году она выпустила умилительную документалку «Лица деревни» и пополнила свою коллекцию почетным «Оскаром» за вклад в киноискусство.
Снятая много позже «волны» картина «Без крыши, вне закона» (1985) сохраняет то самое ощущение свободы конца 50-х как в сюжетном, так и в визуальном плане. Эта работа стала развитием интереса Варды к людям дна, возникшего еще в период съемок ранней короткометражки «Опера-Муфф» (1958). Здесь мы снова видим сплав фикшн и документалистики, излюбленные Вардой визуальные рифмы, метафоры и ассоциации.
Эта притча о скитании с обладательницей «Сезара» и «Кубка Вольпи» Сандрин Боннер в главной роли заслуженно удостоена венецианского «Золотого льва».
Возможно, впечатлившись именно этой работой, Каракс снял своих «Любовников с Нового моста» (1991) и пригласил на роль бродяжки французскую диву. И уж конечно, «Без крыши, вне закона» стоит одним из первых в ряду таких роуд-муви про «перекати-поле» как и «В диких условиях» (2007) и «Дикая» (2014).