Проект IV-ой Московской международной биеннале молодого искусства. Параллельная программа.
Алесь Мищенко
Проект "Материализация воображения"
26 июня – 26 июля 2014 г.
Алесь Мищенко - специалист в области обработки сигналов и искусственного интеллекта. Его выставочный проект посвящен использованию методов обработки активности мозга для создания произведений искусства. Это технологичный тип творчества, позволяющий создавать произведения искусства непосредственно "из воображения" художника.
Картина в жанре пуантилизм демонстрируется на экране или проецируется на холст, в то время как зрители выставки используют подключенный к картине нейроинтерфейс. С его помощью регистрируется активность мозга, возникающая при просмотре картины, и эта активность используется для трансформации картины. Картина создаёт впечатление в мозге, и это впечатление меняет картину.
С помощью нейроинтерфейса произведение искусства и зритель превращаются в одну систему. Нейроинтерфейс регистрирует множество активностей мозга зрителя, возникающих при просмотре картины, поэтому часто картина трансформируется в хаос. В этом случае хаос стремится к математическим аттракторам, например, к другим картинам.
Зритель может управлять движением картины не только с помощью нейроинтерфейса, но и с помощью детекторов движения, которые преобразуют перемещения зрителя (или движения его рук) в движения объектов картины. Зритель оживляет картину.
С помощью нейроинтерфейса зритель превращается в соавтора произведения. Он может управлять скоростью и направлением трансформации картин. Современные технологии позволяют раскрыть суть искусства: зритель вкладывает свои смыслы в произведения искусства. Искусство - это то, что происходит в мозгу зрителя, а не то, что он видит.
Также представлен проект 3D-представления в кинотеатре IMAX: нейроинтерфейс, подключённый к каждому зрителю, визуализирует активность мозга зрителей в виде трёхмерных хаотичных объектов, например, облачного неба, дождя или хаотичной растительности. Зрители ощущают себя внутри своего воображения. Современные технологии позволяют раскрыть суть реальности: мы видим то, что создаёт наш мозг.
Арт-группа KUKUDRA
Трилогия «Жизнь. Власть. Деньги». Видео-арт
26 июня – 20 июля 2014 г.
Арт-группа KUKUDRA предлагает новую трактовку экзистенциальных проблем, сводя их к рутинным объектам, жестам, ситуациям, но наделяя неожиданными смыслами. Попав в синхронизированное видеопространство, зритель вынужден сменить прямое восприятие, чтобы увидеть в привычных действиях скрытые смыслы.
Визуальный ряд объединяет три сюжета на вечные темы - жизнь, власть, деньги. Зритель, изучая на экранах предложенные ему интерпретации, останавливается в определенной точке пола. Случайный взгляд вниз открывает ему, что он стоит на слове LOVE. В этот момент он становится соучастником проекта, давая мысленный ответ на вопрос: Любовь – остров спасения или пустое место?
1 фильм. LIFE
Жизнь
Такое рутинное действие, как перемешивание и перекладывание макарон, скрывает под собой понятие жизненного цикла, мелькания дней. Незначительная деталь – перекладывание по одной штуке – создает неожиданные коннотации:
Сковорода (круг) - плоскость мира, круговорот жизни
Макароны - субъекты мироздания, дни, время
Лопатка и рука - Провидение, орудие судьбы, высшие силы, Создатель
Перемешивание - внешние обстоятельства, меняющие положение субъекта и влияющие на ход событий
Возникает простейшая модель круговорота жизни. Внешние обстоятельства влияют на каждого, но выбраться из круга бытия невозможно. Начало и конец предопределены, дифференцируется лишь протяженность всего цикла.
2 фильм. POWER
Власть
Проблема субъекта и объекта власти рассматривается очень конкретно. Целые спагетти, словно чистые хрупкие души, открыты и беззащитны. Руки, ломающие спагетти, суть властный акт, знак вторжения в мир ценностей индивида. Варка в кастрюле подобна морю страстей, охватывающих каждого. Результат этого изменения сознания - сваренные макароны, символизирующие поражение, подчинение, сломленную волю. Заливание кетчупом - своеобразным кровавым символом - является переходом к непосредственному подавлению, когда индивиды становятся неотличимыми, неотделимыми и превращаются в податливую массу.
3 фильм. MONEY
Деньги
Социальное неравенство - мерило успешности в обществе - трактуется как противопоставление достатка и нужды. Этот образ показан прямолинейно. Экран, символизирующий общество, разделен на две части, где низы общества сосуществуют с элитой. Дешевая лапша в пластиковой посуде - для плебса; макароны с чернилами каракатицы, бокал вина, деликатесы - для высшего общества.
Мерилом жизненного успеха служат деньги и товар, который можно на них купить. Потребление становится смыслом жизни.