Международный союз немецкой культуры, Российско-Немецкий Дом в Москве и театр «Дилижанс» представляют спектакль «Превращение» по новелле одного из самых значительных писателей 20-го века Франца Кафки.
Театр «Дилижанс» – легендарный театр Тольятти, с уже двадцатилетней историей, хотя изначально задумывался как любительский театр с небольшой труппой. Спектакли, идущие в «Дилижансе», отличаются своеобразным художественным направлением и творческим почерком. Артисты «Дилижанса» создают для детей незабываемые красочные постановки, а для их родителей – интереснейшие самобытные проекты. В репертуаре «Дилижанса» спектакли как по произведениям всемирно известных классиков, так и современных авторов.
«Превращение» Кафки, писавшего, как известно, на немецком языке, является одним из первых произведений в жанре экзистенциональной прозы. Произведения экзистенциалистов редко ставятся на сцене, поскольку в них нет стремительного развития сюжета, ярких диалогов и сцен, такие произведения «сжаты» до описания внутренних субъективных переживаний героя. Тем не менее, данное философское течение в литературе является важной рефлексией на переход аграрного мира в мир урбанистический, на замкнутость и внутреннее одиночество человека. С точки зрения актуальности проблема заявленная автором не только не разрешилась до сегодняшнего дня, но и приобрела более острый характер.
Спектакль «Превращение», в музыкальном оформлении которого использована музыка Альфреда Шнитке, в постановке Екатерины Зубаревой удостоен ряда наград и премий – в 2013 году он стал победителем IV фестиваля «Премьера одной репетиции», а также получил профессиональную премию «Самарская театральная Муза – 2013». Кроме того, работу театра «Дилижанс» отметили и на международном уровне: в 2014 году он одержал победу в номинации «Лучший спектакль» на II Международном молодежном театральном фестивале спектаклей малых форм «Театромагия».
«Перед нами метафора, предполагающая множество толкований: от измены долгу до попытки сопротивления угрозы обесчеловечивания со стороны общества. Театр выбрал тему человеческого отчуждения, трагического и безысходного одиночества» (Свежая газета. Культура», №3 (50), февраль 2014).