23 сентября в 19:30 в рамках кинофестиваля «Послание к человеку» состоится специальный показ фильма «Мужество народа» / «El Coraje del pueblo» (Хорхе Санхинес, 1971, Боливия, 90 мин.) в рамках программы «Революция. Призрак бродит по экрану». Модератор встречи — Михаил Трофименков.
«Мужество народа», фильм-месть, фильм-мятеж, фильм-проклятие, фильм о гибели непокорных простолюдинов, снятый группой, балансирующей на грани гибели. Это один из самых «политически снятых» фильмов эпохи всемирной гражданской войны 1950-1980-х годов, как сказал бы субкомманданте Маркос, «объединенного правительства против объединенного народа». Он стоит в одном ряду с шедеврами итальянца Понтекорво («Битва за Алжир»), аргентинцев Соланаса и Хетино («Час горнов»), бразильца Роша («Бог и Дьявол на земле Солнца»).
Санхинес не только заставил мир заговорить о боливийском кино, о котором доселе никто не слышал, но и первым в истории заговорил — в своем первом полнометражном фильме «Укамау» (1966) — от лица и на языке индейцев аймара. Созданная им революционная киногруппа так и называлась: «Группа Укамау»: «Группа „Это так“». «Кровь кондора» (1969) превратила Санхинеса в личного врага Госдепартамента: речь в фильме шла о тайной стерилизации индианок «гуманитарными добровольцами» из американского «Корпуса мира».
«Мужество» — реконструкция — с участием выживших участников событий и вдов павших — «бойни в ночь святого Хуана». В ночь с 24 на 25 июня 1967 года армия ворвалась в индейские поселки и убила десятки горняков, постаравшихся, впрочем, продать свои жизни подороже. Считается, что диктатура пыталась предотвратить присоединение индейцев к отряду Че Гевары. На самом деле, вся история Боливии ХХ века — череда профилактических массовых убийств с целью сломить волю народа к сопротивлению: Санхинес напоминает в прологе о бойнях 1942, 1947, 1949, 1950, 1964, 1965, 1966 годов. Фильм состоялся, благодаря тому, что в октябре 1970-го к власти пришло левое революционное правительство генерала Торреса, в жилах которого была доля крови аймара. Но уже в августе 1971-го Торрес (кстати, выславший из страны «Корпус мира») был свергнут, а затем убит в аргентинской эмиграции. Санхинес тоже эмигрировал. Армия вновь и вновь (1974, 1980) заливала кровью поселки, в которых снималось «Мужество».
Но, все же, горечь созерцания «бойни в ночь святого Хуана» смягчает мысль о том, что индейцы с тех пор одержали в Боливии исторический реванш — приход к власти первого президента-аймара Эво Моралеса.