Показ фильма «Повелитель мух» (1991) и встреча с режиссером Владимиром Тюлькиным, членом жюри кинофестиваля «Мир знаний» 2023.
8 октября в 19.30 состоится показ фильма «Повелитель мух» (1991) и встреча с режиссером Владимиром Тюлькиным.
У фильма налицо все внешние признаки очередного портрета «чудика», оригинального человеческого экземпляра, которых неигровое кино принялось отыскивать в конце 1980-х гг. и немало в этом преуспело. Здесь «чудика» пенсионного возраста зовут Кирилл Игнатьевич. Он лечит животных. Со всей округи к нему идут с живностью — кошками, собаками, птицами: и недавно народившимися, и в возрасте. Однако не только больных или увечных ведут, но и убитых несут, потому что у Кирилла Игнатьевича в них серьезная нужда. Выясняется, что главная цель его жизни — истребить мух. Способ истребления несложен: мухи садятся на трупное мясо, по-простому «мухотрон», откладывают там личинки, дальше Кирилл Игнатьевич это мясо варит — и все, мухам конец. Таков этот бородатый старец, обитатель «скотного двора», оглядывая который, автор время от времени меняет фокус взгляда — биологическая фактура укрупняется, патриархально-идиллическая пелена спадает, и «двор» оборачивается... лобным местом.
Перед показом советуем изучить текст в журнале «Коммерсантъ-Weekend» «Научи ученого» о фильмах, посвященных экспериментам в разных областях научного знания и двусмысленным результатам. Один из фильмов, о котором рассказывают куратор программы «Напряжение двусмысленности» Дмитрий Безуглов и кинокритики Марат Шабаев и Константин Шавловский, «Повелитель мух»:
«Владимир Тюлькин умножает изображение Шпака,— и этот эффектный прием только подчеркивает противоречивость его действий и мыслей. Изобретатель «мухотрона» и сам, кажется, путается в множащихся установках и суждениях. Сын врага народа, видящий в бессмысленных личинках метафору положения людей в сталинском СССР,— и диктаторская фигура, решившая извести целый вид насекомых. Прогрессист — но будто сошедший со страниц мамлеевской прозы (на камеру Шпак оговаривается, что в «мухотрон» можно запустить еще и трупы бездомных). Добрый доктор — но с угодьями, напоминающими декорации «Техасской резни бензопилой» или задворки зоопарка из «Короля тигров». Между скелетами животных назойливо мельтешит субъективная камера, имитирующая полет мухи, чтобы через несколько мгновений получить «в объектив» от бдительного пенсионера. За кадром издевательски играет «Песня о Родине» Дунаевского — гимном микрокосма Кирилла Игнатьевича Шпака, который построил свое государство внутри государства, где почти отсутствует грань между сумасшедшим ученым и новым Ломоносовым».