На бессчетных средневековых изображениях дьявол предстает посреди преисподней как распорядитель мук и государь инфернального царства. Его фигура крупнее, чем у других демонов. Он восседает на троне или на монструозном звере, который служит ему престолом. На его голове корона, а в руке скипетр. Вокруг него выстраиваются демоны — придворные и советники. Эти детали, которые явно были заимствованы из иконографии земных монархов, подчеркивали могущество дьявола и его особое положение на вершине подземной иерархии. И в то же время на многих изображениях величие Сатаны сочетается с умалением. Его ноги скованы, а на шею надет ошейник. Эти детали, в соответствии с древней доктриной Церкви, подчеркивали бессилие дьявола, напоминали о том, что он мятежный ангел, отпавший от божественного порядка и обреченный на вечное наказание. В средневековой иконографии Сатана предстает одновременно как повелитель преисподней и как один из ее узников.
Предлагаем посмотреть на то, как мир иной стали представлять по модели монархии, как дьявол получил инсигнии земных государей и как средневековые клирики одновременно страшили паству Сатаной и напоминали о том, как он слаб и смешон.
Лектор — Михаил Майзульс, историк-медиевист, научный сотрудник РГГУ, автор книги «Между Христом и Антихристом. „Поклонение волхвов“ Иеронима Босха» и соавтор книги «Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии».
Встреча пройдет в рамках лектория «Черт знает что: демоны в мировой культуре».