Продолжаем показ фильмов об освоении Арктики из коллекции Российского государственного архива кинофотодокументов. Мы увидим фильм "Подвиг во льдах" (1928 г.) , повествующий о спасении экспедиции Умберто Нобиле, в том числе о поисково-спасательной экспедиции Руаля Амундсена, 150-летию со дня рождения которого и посвящён кинопоказ.
Мероприятие проводит студия «Позитив-фильм» в рамках проекта «Неизвестные герои Севера», осуществляемого на средства Фонда президентских грантов при поддержке Русского географического общества.
В 1928 г. итальянский дирижаблестроитель У. Нобиле предпринял новую попытку достигнуть Северного полюса.
Дирижабль стартовал со Шпицбергена. В ночь с 23 на 24 мая "Италия" прошла над полюсом. Дирижабль не смог снизиться из-за сильного ветра, он скользил на километровой высоте со скоростью около 50 км/ч. Пока всё шло в целом неплохо, и "Италия" легла на обратный курс. Однако тут-то и начались настоящие неприятности.
Для начала дирижабль попал в полосу густого тумана. Пришлось снизиться и идти на высоте всего в 150 метров. "Италия" начала покрываться ледяной корой. Около половины одиннадцатого утра 25 мая 1928 года вконец оледеневшая "Италия" начала неуправляемо снижаться. С жутким треском дирижабль врезался в паковые глыбы. Мотогондола оторвалась, после чего полегчавший дирижабль ушёл в небо, унеся шестерых человек, которые уже не могли им управлять. Больше их никто никогда не видел.
Два путешественника, сам Нобиле и один механик, переломали ноги, метеоролог Мальмгрен сломал руку. Остальные отделались менее тяжёлыми травмами, но теперь девять человек, из них трое с тяжёлыми травмами, и собака капитана остались на льду. Значительная часть снаряжения улетела на злосчастной "Италии".
Между тем Мальмгрену и ещё двоим полярникам пришла в голову мысль добраться до края льдов самостоятельно. Нобиле этот план не понравился, но члены команды убедили его разрешить разведку. Вышли трое, включая энергичного Мальмгрена. Оставшиеся шестеро находились в очень тяжёлых условиях. Сутками сидеть в палатке, недоедая, — это серьёзное испытание, хотя смерть от голода им не грозила. Хуже всего была неизвестность: Биаджи посылал и посылал в эфир сигналы, которые никто не принимал.
В СССР отреагировали на пропажу "Италии" едва ли не острее, чем в самой Италии. Русские имели большой опыт работ всякого рода в Арктике, поэтому быстро поняли, к чему идёт дело. Сформировали специальный комитет Осоавиахима для спасения экипажа "Италии". А 3 июня двадцатидвухлетний радиолюбитель Николай Шмидт из деревеньки Вохма уловил сигнал, посланный радистом "Италии". Шмидт тут же дал телеграмму в Москву, а оттуда сообщение стремительно ушло в Рим. С льдины отстучали координаты. Завеса над местом крушения "Италии" лопнула, теперь речь шла о спасательной операции.
В последующих не менее драматических событиях участвовали ледоколы "Малыгин" и "Красин", советские и зарубежные полярные лётчики, включая экипаж Руаля Амундсена.
Приглашаем к просмотру!
Фильм представляет Борис Дворкин – кинорежиссёр, член Союза кинематографистов России, автор и продюсер проекта «Неизвестные герои Севера», осуществляемого на средства Фонда президентских грантов при поддержке Русского географического общества.