На входе храма Аполлона в Дельфах - святилища древнегреческого оракула - было написано: Познай себя, Ничего сверх меры, Мера важнее всего, Всему свое время, Главное в жизни - конец, В многолюдстве нет добра, Ручайся только за себя. Мишель Фуко, следуя духу Ницще, утверждает, что европейская культура неправильно проинтерпретировала первый постулат античной философии «познай себя», подменив понятия, и пошла по пути крайнего рационализма и логоцентризма. В действительности же древние греки и Платон разумели совсем иное, они говорили о «заботе», а не о «познании». Об этой системной ошибке в развитии европейского менталитета он продолжает рассуждать и при интерпретации художественных произведений.
Почему французский философ-постмодернист начинает свою знаменитую книгу «Слова и вещи» с разбора картины Веласкеса «Менины»? Как Веласкес изменил точку отсчета в произведении изобразительного искусства? И почему Рене Магритт использовал в своих картинах не только изображения, но и надписи? Возможно, чтобы внести смуту во все традиционные взаимоотношения между языком и образом? Но что он хотел сказать своим произведением «Это не трубка?», а главное, как это связано со смартфонами и современным медийным восприятием реальности?
Лектор - Олеся Строева.