Бюро неформатных событий Зовём.Ру

Авторизоваться через соц. сети

Петр Кропоткин. Взаимопомощь и солидарность против конкуренции и иерархии Петр Кропоткин.  Взаимопомощь и солидарность против конкуренции и иерархии

Архив. Мы больше не анонсируем данное мероприятие. Возможно информация полностью устарела. Что там дальше мы не знаем.

Зовём на лекцию

Когда?

с 7 декабря 2022

Город

Москва

Где?

ул. Бауманская 58/25 стр 14, 5-й этаж

Метро

Бауманская

Условия участия:

Регистрация: https://alliancecoop.timepad.ru/event/2221466/

Открытая лекция Петра Рябова. К 180-летию П.А.Кропоткина.

Взаимопомощь как фактор эволюции, или Социал-дарвинизм наоборот

"Вот как формулировал Кропоткин свой знаменитый биосоциологический закон взаимопомощи как фактора эволюции: «Хотя между различными видами и в особенности между различными классами животных ведется в чрезвычайно обширных размерах борьба и истребление, — в то же самое время в таких же, или даже в еще больших размерах, наблюдается взаимная поддержка, взаимная помощь и взаимная защита среди животных, принадлежащих к одному и тому же сообществу. Общественность является таким же законом природы, как и взаимная борьба… Более того, как фактор эволюции, то есть как условие развития вообще, она, по всей вероятности, имеет гораздо большее значение, чем взаимная борьба, потому что способствует развитию таких привычек и свойств, которые обеспечивают поддержание и дальнейшее развитие вида, при наибольшем благосостоянии и наслаждении жизнью для каждой отдельной особи, и в то же время при наименьшей бесполезной растрате его энергии, сил».

Тот вид, который способен организовать свою жизнь на началах максимальной солидарности, оказывается более приспособленным для развития, а ход эволюции прямо пропорционален уровню организованности данного вида на началах взаимной помощи.

Рассматривая, вслед за Дарвином и Спенсером, прогресс в обществе людей как частный случай природной эволюции, Кропоткин распространял этот закон не только на развитие животного мира, но и на историю человечества. А отсюда неизбежно следовал вывод: человеку как природному существу присуща врожденная нравственность (то есть стремление к кооперации и солидарности), которая, впрочем, искажается авторитарно-иерархическими социальными учреждениями, и прежде всего государством.

Рассматривая анархизм не просто как некую социальную доктрину или движение, но как органическую часть природной и народной жизни, стремящейся к максимальной свободе и самоорганизации, философ констатировал, что народные массы на протяжении веков строят на основах взаимопомощи горизонтальные связи и учреждения (род, обычное право, община, полис, цех, город-коммуна Средних веков)..."

Петр Рябов - кандидат философских наук, доцент МПГУ, историк, философ

отрывок из статьи журнала Экперт