Начиная с 1960-х годов, а отчасти уже и в эпоху исторического авангарда, в 1900-1930-е годы, «не-театральные» виды искусства все чаще обнаруживают сходство со спектаклем. Как это обстоятельство, так и другие особенности развития искусства свидетельствуют о чрезвычайной актуальность эстетики перформативности не только в отношении театра, но и искусства в целом. Перформансы вырабатывают абсолютно новую, невиданную театральную эстетику, свой, особый, закодированный язык. Актеры и зрители в перформансе вступают в теснейший контакт, их взаимное соприсутствие преобразовывает всех участников. Происходящие в новом театре художественные процессы больше не поддаются описанию с помощью старых, традиционных эстетических категорий. В своих спектаклях, акциях, перформансах, хэппенингах и инсталляциях художники создают условия, позволяющие как актерам, так и зрителям осознать невозможность контролировать развитие событий. Появляется ощущение присутствия в мире чуда, волшебства, магии, осознание возможности собственного преображения.