Цикл музыкального критика Льва Малхазова «Веселящий Бах»
Павел СЕРБИН (барочная виолончель)
Лауреат международных конкурсов, солист оркестра Pratum Integrum
Павел СЕРБИН (барочная виолончель)
В программе: Сюита №1 G-dur BWV 1007 для виолончели соло
Сюита №2 d-moll BWV 1008 для виолончели соло
Сюита № 3 C-dur BWV 1009 для виолончели соло
Партита c-moll для флейты соло BWV 1013 (версия для виолончели Павла Сербина, 2012)
Блистательный музыкальный критик Лев Малхазов, лучший знаток барочной музыки, автор и ведущий программы «Барочная практика» на Радио России, уже несколько лет представляет в культурном центре циклы концертов, позволяющих «слушать и слышать» осмысленно и тонко. Новый цикл концертов объединен провокационным на первый взгляд названием «Веселящий Бах».
Российский виолончелист и гамбист, художественный руководитель оркестра Пратум Интегрум Павел Сербин ежегодно представляет в Культурном Центре «Покровские Ворота» программу, посвящённую сюитам Баха для виолончели соло – признанным шедеврам инструментальной музыки эпохи барокко. В сегодняшнем концерте Бах предстанет в непривычном ракурсе: к трём оригинальным сюитам будет добавлена ещё одна, флейтовая, но в транскрипции. Акустика и дух концертного зала «Покровских Ворот» удивительно соответствует духу этой музыки, именно в ней виолончель могут зазвучать подобно церковному органу.
Лев Малхазов о цикле: «Иоганн Себастьян Бах в представлении большинства граждан возвышается отдалённой глыбой абстрактной формы и неведомого состава породы. Любование величием долгое время служило основным мотивом бахоцентричного музыкального сознания.
Но современное историческое исполнительство, чуткое к деталям партитур и фактам творческой биографии Баха, раскрывает его музыку с самых разных, порой неожиданных сторон. Одна из них – удивительная увлекательность построения и повествования. Бах словно забавляет нас то сравнением себя самого с курительной трубкой, то нарочито танцевальными ритмами в мессах, то фугами с детективным развитием голосоведения. Признаки блистательного остроумия языка обнаруживаются подчас в самых «откровенных» сакральных сценах – достаточно упомянуть отчаянные выкликания смерти тела, носителя греха и эротические дуэты Души и Христа. Так, наследуя и музыкально преломляя идеи средневековых религиозных мистиков, Бах играючи обращал людей в веру. Да и сам он, пережив множество лишений, был жизнелюбив и весел, судя по количеству употребляемого вина и пива, что отражено в исторических свидетельствах об инспектировании органа в Галле.
Бах-отец (притом любящий и неимоверно вкладывающийся в детей) был в то же время дитя своей эпохи – барокко. И все её причуды впитывал со свойственной ему особой чуткостью. Badinerie очевидно присутствует не только в качестве заключительной части второй сюиты, но и во многих других сочинениях самых разных жанров. Бах даёт нам воможность провести с ним время в особо утончённом «веселии», и глупо этим не воспользоваться».
Ольга Мартынова, лауреат международных конкурсов, профессор Факультета Исторического и Современного Исполнительского Искусства Московской Государственной Консерватории им. Чайковского об авторе цикла: "Лев Малхазов - один из тех блестяще эрудированных энтузиастов-просветителей, благодаря неустанной деятельности которых растёт число истинных любителей старинной музыки. Желаю успеха его проектам, затеваемым с неизменным вкусом и выдумкой!"
Павел Сербин, лауреат международных конкурсов, художественный руководитель оркестра Pratum Integrum о цикле: «Лев Малхазов не только успешный журналист. Он рыцарь старинной музыки, дающий нам испить хотя бы глоток её в отечественном радиоэфире, где в большинстве случаев художественно ценное - не в чести. Если Малхазов берётся за Баха - будет интересно. Наше дело - прийти и услышать!"