Бюро неформатных событий Зовём.Ру

Авторизоваться через соц. сети

Отечественная война 1812 года в открытке Отечественная война 1812 года в открытке

Архив. Мы больше не анонсируем данное мероприятие. Возможно информация полностью устарела. Что там дальше мы не знаем.

Зовём на выcтавку

Организатор:

Галерея "На Каширке"

Когда?

с 1 октября 2009 по 15 ноября 2009

 

Город

Москва

Где?

Выставочный зал «На Каширке». ул. Ак.Миллионщикова, д.35, корп.2

Как пройти?

Выставочный зал «На Каширке». ул. Ак.Миллионщикова, д.35, корп.2

Сайт:

nakashirke.narod.ru/

Условия участия:

Часы работы: 12.00-19.00, воскресенье 12.00-18.00. Выходные: понедельник, вторник. Входной билет - 30 рублей. Льготный - 10. Среда – день бесплатных посещений для всех посетителей .

Выставка сатирической графики Отечественной войны 1812 г. представляет открытки, напечатанные по гравюрам русских художников в стиле лубка, созданным в годы борьбы с нашествием Наполеона. Лубок это гравюра или оттиск, получаемый на бумаге с деревянного клише. По содержанию это юмористические народные картинки, сопровождаемые назидательным или шутливым текстом, содержащие народную мудрость, юмор, а в данном случае, жесткую политическую сатиру, карикатуру.

В Европе образцы бытовой и политической карикатуры получают широкое развитие в XVI, XVII веках и наибольшего расцвета достигают в Англии с конца XVIII – начала XIXв.в. в творчестве художников Вильяма Хогарта и Генри Банбери. В России до начала XIX века сатирическая картинка существовала лишь в народных листах и не пользовалась признанием академических кругов. Появление в 1812 , 1813 годах политической карикатуры в дворянских салонах обеих столиц связано со взрывом народного негодования и направлено против врага родины.

Начало сатирическим листам было положено Ф.Ростопчиным (московский генерал – губернатор), выпустившим в июле 1812года плакат «Карнюшка Чихирин» в «С. – Петербургских ведомостях» с текстом собственного сочинения. Рисунок и текст были подделаны под стиль лубочной картинки. Наибольшей популярностью эти картинки пользовались в напряженное время, связанное с изгнанием французских армий из Москвы, а затем из пределов России.

Не случайно авторами сатирических листов являются известные художники тех лет И. Теребенев. И. Иванов, А.Венецианов, А.Оленин. Первым выступившим в этом жанре был А.Г.Венецианов. Он был издателем первого «Журнала Карикатур», вышедшего в 1807г. А.Венецианову принадлежат 24 сатирических листа. Открытки, представленные на выставке относятся к ранним карикатурам художника и отличаются некоторой грубостью и агрессивностью. Таковы «Крестьянин Иван Долбила», насаживающий на пику французов и складывающий их, как сено, в телегу; «Кирилловец», рубящий топором лежащего на земле французского офицера. Мягче по сюжету и большим количеством сатирических деталей (изорванная, нелепая одежда, крысиные лица) изображены французские солдаты, идущие под конвоем бабушки Спиридоновны.

Наиболее плодовитым художником был Иван Иванович Теребенев, архитектор по образованию. Теребенев в большинстве своих работ создает иллюстрации к сообщениям русской и иностранной прессы о событиях войны 1812года. Его карикатура очень лаконична, ничего лишнего, ни одной лишней фигуры, ничего, кроме самого необходимого по сюжету. Таковы – «Русская баня», «Наполеонова пляска», «Смотр французским войскам на обратном их походе через Смоленск». Эта лаконичность придает особую остроту и выразительность образам. Только иногда И.Теребенев позволяет себе ввести элемент живописности, как это в карикатуре «Крестьянин увозит французскую пушку», где на втором плане мы видим деревенский пейзаж. Героизму русского крестьянина посвящены карикатуры «Пастух и Волк»; «Русский Сцевола – крестьянин»; «Чем он победил врага своего?»; «Русская Героиня Девица, дочь Старостихи Василисы». Издевательское отношение к французским мародерам, храбрым в большом числе, но трусливым при первом отпоре, показано в сатирическом листе А.Н.Оленина «Русский мужик Вавила Мороз на заячьей охоте»; в карикатуре неизвестного художника «Французские мародеры, испугавшиеся козы».

Русские сатирические листы 1812,1813годов пользовались заслуженным успехом не только у современников. Отражение глубины народного патриотизма и яркие образы народных героев сохранили значение до наших дней. В настоящее время гравюры, по которым были напечатаны открытки, представленные на выставке, находятся в музее – панораме «Бородинская битва».