На этой лекции речь пойдет о процессах "заколдовывания" (сакрализации) и "расколдовывания" (рационализации, десакрализации) мира в культуре Эллады, о недолгом эллинском Просвещении V века до нашей эры (связанной с эпохой Перикла, логографами и софистами) - и его крахе. Что такое Миф (Сказание, Сказываемое), каково его место в эллинской культуре, как он эволюционировал, интерпретировался, разлагался и воскресал. Почему Платон прибегал к мифам в своих диалогах, и как связаны мифы и эйдосы? Почему миф является основой почти всех эллинских трагедий? Почему логографы, Еврипид и софисты высмеивали мифы? Почему неоплатоники воссоздали мифологическое мышление на новом, отрефлексированном уровне? Какую роль в жизни Эллады играли судебные процессы по обвинению в асебайе (нечестии), и почему они были возбуждены против Анаксагора, Диагора, Протагора, Сократа Аристотеля?
Что такое София и какую роль сыграли Семь мудрецов в эллинской культуре? Как соотносятся софия (божественная мудрость), фило-софия (как жизненная практика и теоретический дискурс) и софистика (как ученость и риторическое искусство)? Что такое эллинская философия, и как она возникла? Герои сегодняшней лекции: Гомер и Гесиод, Гекатий и Гелланик, Протагор и Эвгемер, Еврипид и Платон, Фалес и Солон, Пифагор и Гераклит...
Лектор - Рябов Петр Владимирович.