Картины, экспонируемые в крупнейших музеях мира, поражают нервными линиями, контрастом, экспрессией, смесью трагедии и искаженного тела, надрывом, надломом, исчезновением, — такие определения используются, как в разговоре о творчестве знаменитого австрийского художника Эгона Шиле, так и не менее известного, британского художника второй половины XX века — Френсиса Бэкона. Главный герой их картин — тело.
Что такое тело: воплощение красоты и гармонии или темница души? Что такое тело, если души нет, — биомашина, набор чувственных сигналов, Эрос? А что такое тело, если нет самого субъекта и как это изобразить? На нашей лекции мы погорим о двух художниках, которые острее всего переживали трагедию человека 20 века в связи не только с Первой и Второй мировыми войнами, но и с базовым надломом в представлениях об обществе (смерть бога Ф. Ницше), исторических формациях (отчуждение К. Маркса), крахе рационального позитивизма (бессознательное З. Фрейда), смерти автора и субъекта. Как искусство, представления о красоте и человеке, изменилось под натиском XX века, — нам расскажут картины и судьбы Эгона Шиле и Фрэнсиса Бэкона.