Английский писатель, эстет Оскар Уайльд полагал, что идеи прерафаэлитов легли в основу английского Ренессанса, характеризовавшегося «страстным культом чистой красоты» и «безупречной преданностью форме», а его истинными выразителями стали художники близкие кругу прерафаэлитов Джеймс Уистлер и Альберт Мур.
На лекции мы поговорим об эстетических идеях Уайльда, стремившегося к обновлению искусства и воплотившего в своём творчестве основной принцип эстетов – искусство для искусства. Также мы рассмотрим влияние прерафаэлитов на графическое искусство Обри Бердслея, и узнаем о том, как создавались иллюстрации к легендарной «Саломее» Оскара Уайльда.
Британский модерн: идеи прерафаэлитов и Чарльза Макинтоша
Идея английского художника Уильяма Хогарта о том, что S-образная «линия красоты» воплощает гармоничное сочетание единства и разнообразия, лежащее в основе прекрасного, принцип верности природе художественного критика Джона Рёскина, растительные орнаменты прерафаэлита Уильяма Морриса предвосхищают возникновение стиля модерн.
Произведения декоративно-прикладного искусства прерафаэлитов Данте Габриэля Россетти, Уильямса Морриса и Эдварда Берн-Джонса оказали значительное влияние на развитие европейского дизайна и британского эстетизма. Отказ от прямых углов и линий в пользу плавных, изогнутых и подражание природным формам, присущие модерну, характерны для творчества лидера Движения искусств и ремёсел Уильяма Морриса. Крупнейший представитель модерна в Британии шотландец Чарльз Макинтош, вдохновлённый символизмом и японским искусством, на рубеже веков создал свой собственный, неповторимый линеарный декоративный стиль.