Онлайн-лекция Т. А. Егеревой "Университетский устав 1804 года и реформы в сфере просвещения" курса "История России XIX века"
Из трех насущных задач, стоявших перед императором Александром I и его друзьями, входившими в Негласный комитет, – решение крестьянского вопроса, реформы в сфере государственного управления и просвещения – наиболее успешными оказались мероприятия в области просвещения. В 1804 году был принят университетский устав, который в историографии традиционно называют либеральным и прогрессивным, поскольку он предоставлял университетам автономию.
Что предполагала университетская автономия в начале XIX века? Как в выработке устава 1804 года отразился опыт, с одной стороны, французской университетской реформы, а с другой – принципов устройства Геттингенского университета? На каких основах была выстроена система образования в Российской империи? Как осуществлялось преподавание в лицеях, в том числе самом известном из них – Царскосельском лицее? Эти вопросы мы будем обсуждать на следующей лекции.
Лектор: Егерева Татьяна Александровна – кандидат исторических наук, магистр философии, преподаватель, исследователь истории русской общественно-политической мысли, автор более пяти десятков работ по истории России XVIII – XIX вв.