Онлайн-лекция "Беглецы и отшельники, Робинзон и Гудини" курса "Современное искусство как научная фантастика"
В 1972 году на фасаде кассельского музея Фридрихцианум появился огромный прозрачный пузырь, внутри которого можно было различить подобие крошечного островка с двумя пальмами.
"Оазис №7" парадоксальным образом объединял образы побега и заключения, тропического рая и хай-тековской одиночной камеры. Проект австрийской группы концептуальных архитекторов Haus-Rucker-Co был символичным для эпохи 1970-х, когда утопизм и открытость 1960-х сменились разочарованием и интровертностью.
Эскапизм и "самоизоляция" становятся одним из сквозных сюжетов искусства именно в то время – например, в перформансах Криса Бердена, начавшего свой творческий путь с пяти дней, проведенных в запертой камере хранения – подвиг, отсылающий как к Гарри Гудини, так и к практикам религиозного отшельничества.
Вызов, брошенный Берденом, продолжили те, кто готов подвергнуть себя не менее суровым испытаниям, так и те, кто считает перспективным придумывать "капсулы выживания", обставленные со всем дистопическим комфортом.
Лектор: Ирина Анатольевна Кулик, искусствовед, куратор интернет-проекта «Современники» в ММСИ, преподаватель Школы дизайна РАНХиГС и Института современного искусства Иосифа Бакштейна, автор многочисленных публикаций о современном искусстве, кино и современной музыке, автор диссертации о зауми и автоматическом письме в европейском и русском литературном авангарде.