Бюро неформатных событий Зовём.Ру

Авторизоваться через соц. сети

Ольга Астафьева «Попрыгунья стрекоза...» Ольга Астафьева «Попрыгунья стрекоза...»

Архив. Мы больше не анонсируем данное мероприятие. Возможно информация полностью устарела. Что там дальше мы не знаем.

Зовём на лекцию

Когда?

с 16 сентября 2022

Город

Санкт-Петербург

Где?

Магазин книг «Фаренгейт 451», Маяковского ул., 25 (выход во двор)

Метро

Маяковская, Чернышевская

Сайт:

vk.com/frngt

Лекция Ольги Астафьевой, к.ф.н., доцента РГПУ им. Герцена.

«Попрыгунья стрекоза лето красное пропела…»
Очень своевременная книга.
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.

Знакомая с детства, басня Крылова воспринимается по-разному. Для одних она – хрестоматийный текст, не подлежащий сомнению. У других уже в детстве возникают вопросы. Как может стрекоза – прыгать? И петь? Что она делает в траве – «в мягких муравах?» Неужели Крылов не разбирался в насекомых? Есть и более серьезные претензии: не слишком ли жесток муравей, обрекающий даму на смерть от голода и холода? Почему в этой басне нет явно сформулированной морали? Что, в конце концов, хотел сказать автор?

Вопросы не праздные, и поиск ответов на них приносит немало открытий. С детства знакомый сюжет ведет к древнегреческой литературе и философии, к диалогам Платона, позволит погрузиться в финансовые и моральные проблемы века Людовика 14, заставит задуматься о роли личности в истории, о Рузвельте и Хрущеве, о преимуществах капитализма и социализма, о том, какую роль они отводят искусству.

Сюжет басни, восходящий к эзоповой традиции, не просто противопоставляет трудолюбие - праздности, предусмотрительность – легкомыслию. В том варианте эзоповского сюжета, где антагонистом предусмотрительного муравья становится цикада ( о том, как она превратилась в стрекозу, мы тоже поговорим) - акцент перенесен на летнее занятие цикады – пение. Басня о муравье и цикаде, популярная как в античности, так и в Новое время, противопоставляет практически результативный труд беспечному и непрагматичному артистизму. Наши размышления мы будем иллюстрировать гравюрами и картинами, созданными художниками разных эпох. Мы увидим 3 экранизации басни, снятые в разное время и в разных культурных традициях, на фоне актуальных социальных мифов. Визуальный образ басенных героев, воплощенный средствами живописи или анимации – неизбежно обрастает деталями. Демонстрируя превосходство мудрого трудолюбия над безрассудной праздностью, они (осознанно или бессознательно) отражают моральные и идеологические установки, бытовые подробности своей эпохи. И «вечная» истина, воплощением которой, согласно античной поэтике, является басня, – в анимационных версиях начинает играть новыми красками.