Лекция Ольги Астафьевой, к.ф.н., доцента РГПУ им. Герцена.
«Попрыгунья стрекоза лето красное пропела…»
Очень своевременная книга.
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Знакомая с детства, басня Крылова воспринимается по-разному. Для одних она – хрестоматийный текст, не подлежащий сомнению. У других уже в детстве возникают вопросы. Как может стрекоза – прыгать? И петь? Что она делает в траве – «в мягких муравах?» Неужели Крылов не разбирался в насекомых? Есть и более серьезные претензии: не слишком ли жесток муравей, обрекающий даму на смерть от голода и холода? Почему в этой басне нет явно сформулированной морали? Что, в конце концов, хотел сказать автор?
Вопросы не праздные, и поиск ответов на них приносит немало открытий. С детства знакомый сюжет ведет к древнегреческой литературе и философии, к диалогам Платона, позволит погрузиться в финансовые и моральные проблемы века Людовика 14, заставит задуматься о роли личности в истории, о Рузвельте и Хрущеве, о преимуществах капитализма и социализма, о том, какую роль они отводят искусству.
Сюжет басни, восходящий к эзоповой традиции, не просто противопоставляет трудолюбие - праздности, предусмотрительность – легкомыслию. В том варианте эзоповского сюжета, где антагонистом предусмотрительного муравья становится цикада ( о том, как она превратилась в стрекозу, мы тоже поговорим) - акцент перенесен на летнее занятие цикады – пение. Басня о муравье и цикаде, популярная как в античности, так и в Новое время, противопоставляет практически результативный труд беспечному и непрагматичному артистизму. Наши размышления мы будем иллюстрировать гравюрами и картинами, созданными художниками разных эпох. Мы увидим 3 экранизации басни, снятые в разное время и в разных культурных традициях, на фоне актуальных социальных мифов. Визуальный образ басенных героев, воплощенный средствами живописи или анимации – неизбежно обрастает деталями. Демонстрируя превосходство мудрого трудолюбия над безрассудной праздностью, они (осознанно или бессознательно) отражают моральные и идеологические установки, бытовые подробности своей эпохи. И «вечная» истина, воплощением которой, согласно античной поэтике, является басня, – в анимационных версиях начинает играть новыми красками.