В начале двадцатого столетия наступило разочарование в просвещенческом историческом идеале, в соответствии с которым окончание истории должно быть ознаменовано наступлением царства разума, истины и справедливости. Приходит понимание того, что истории как «линейного» процесса не существует. Тем самым «снимается» понятие истории, ведь история предполагает божественное происхождение. Становится ясно, что история подчиняется тем же циклическим законам, что и природа: смена дня и ночи, времен года, географические и геологические изменения – вот, что теперь задает матрицу ее понимания. Это не означает, что история прямо воспроизводит природные закономерности – это означает, что история подобно всякому природному явлению имеет собственную периодичность. В лекции пойдет речь о морфологической концепции Освальда Шпенглера, о концепции вызова и ответа Арнольда Тойнби, о «пассионарных толчках» Льва Гумилева и о культурно-исторических типа Николая Данилевского.